Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год
Портретный очерк - ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИКИ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ М. М. РАЗУМОВСКОЙ И ДР.
Цели: совершенствовать навыки устной речи; углублять знания о публицистике и её жанрах; показать характерные особенности портретного очерка; развивать речевую компетентность, навыки анализа текста, навыки описания произведений живописи.
Планируемые результаты: знание признаков публицистического стиля и особенностей его жанров; владение элементами анализа текста; умения искать и находить информацию в разных источниках, анализировать и создавать устный и письменный портретный очерк, описывать произведения живописи.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Работа по теме уроков
1. Повторение сведений о публицистическом стиле речи
— Каковы средства публицистического стиля?
— Назовите важнейшие черты этого стиля.
— В чём вы видите языковые особенности публицистического стиля?
2. Понятие о жанре очерка
Что такое очерк? Обратимся к словарям и выберем подходящие значения.
• Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Документальный, публицистический, бытовой очерк. (Толковый словарь русского языка)
• Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило в сопровождении прямого истолкования их автором. (Энциклопедический словарь)
3. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 209, 210, 212).)
4. Слово учителя
Очерк касается самых разных вопросов общественной жизни: политических, экономических, научных, социальных, бытовых и т. д. Для этого жанра характерны документальность, достоверность, постановка проблемы и варианты её разрешения.
Очерк включает и факты действительности, и художественные образы, и размышления автора, который не просто описывает, обрисовывает явление, но и даёт ему свою оценку. Художественные образы, которые обязательно присутствуют в очерке, характерны для художественного стиля речи. С их помощью автор делает обобщения, выходит за пределы сиюминутной документальности. Таким образом, очерку обычно суждена более долгая жизнь, чем, например, репортажу (оперативному сообщению о каких-либо фактах действительности).
В зависимости от предмета описания очерк может быть портретным, биографическим, путевым, хроникальным, проблемным и т. д. Иногда характерные черты этих видов очерка могут соединяться.
Портретные очерки (например, “А. М. Горький в воспоминаниях современников”, “Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников”) часто сближаются с мемуарной литературой и пользуются большой популярностью.
Героем портретного очерка должен быть конкретный человек, необязательно известный или выдающийся. Портретная характеристика в этом типе очерка — понятие более широкое, чем то, к которому мы привыкли. Она может включать и описание внешности, и “внутренний” портрет: характер человека, его поведение, настроение, взгляды, чувства и т. д., и описание обстановки, окружения героя; яркие эпизоды, характеризующие его личность.
III. Закрепление изученного материала
1. Упр. 370 — чтение, обсуждение вопросов и заданий.
2. Упр. 371 — чтение, обсуждение вопросов.
3. Упр. 372 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.
4. Упр. 374 — чтение, обсуждение вопросов.
5. Упр. 376 — чтение, устное рецензирование.
6. Упр. 373, 375 — обсуждение домашнего задания.
IV. Подведение итогов урока
— Какие приметы очерка вы могли бы выделить?
— Какова композиция портретного очерка?
— Какой тип речи характерен для портретного очерка?
Домашнее задание
1. § 42.
2. Упр. 373, 375.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Упражнения 373, 375 — чтение и обсуждение портретных зарисовок (черновиков очерка).)
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
1. Упр. 380, 381 — чтение, обсуждение вопросов и заданий, составление и обсуждение сложного плана текста.
2. Упр. 382 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.
IV. Подведение итогов урока
— Как определить основную мысль текста?
— Как построить сложный план текста?
— С какими речеведческими терминами вы познакомились в разделе “Речь”? (Речевая деятельность, речевая ситуация, интонация, лексический повтор, последовательная и параллельная связь, “данное” и “новое” в предложениях, коммуникативное намерение, репортаж, портретный очерк.)
Домашнее задание
1. § 42.
2. Закончить работу над портретным очерком.
Ход урока 3
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Чтение и обсуждение портретных очерков.)
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
1. Упр. 377 — знакомство с репродукцией картины Б. Кустодиева, чтение фрагментов очерка В. Липатова, обсуждение вопросов и заданий, составление и обсуждение тезисного плана текста.
2. Упр. 378 — чтение и обсуждение текста.
3. Упр. 379 — сочинение по картине.
IV. Подведение итогов урока
— Портретный очерк какого человека вы хотели бы написать?
Домашнее задание
1. § 42.
2. Закончить сочинение по картине.