Тире между подлежащим и сказуемым - ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год

Тире между подлежащим и сказуемым - ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: учить определять грамматическую основу предложения; углублять знания о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.

Планируемые результаты: знание способов выражения главных членов предложения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, применять алгоритм постановки тире между подлежащим и сказуемым, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 111 — обсуждение заданий, грамматические разборы на доске.)

III. Актуализация знаний

— Какие случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым вам известны? Приведите примеры. (Тире в простом предложении ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными. Например: Волга — крупнейшая река Европы. Знание — сила.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 67, 68).)

Комментарии

Первые два вопроса (с. 68) не имеют смысла, так как тире в последнем предложении текста не пропущено, хотя это было сделано в предыдущем издании учебника.

2. Обобщение основных случаев постановки тире

Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях.

1) На месте пропущенной связки в составном именном сказуемом, если оба главных члена выражены существительным или числительным в именительном падеже; при этом подлежащее и сказуемое интонационно выделяются.

Тире — разделительный знак, отделяющий один главный член предложения от другого.

Компьютер — программируемое электронное устройство.

Дважды два — четыре.

2) Хотя бы один из главных членов выражен неопределённой формой глагола.

Курить — здоровью вредить.

Рвать первоцветы — большой вред для природы.

3) Перед сказуемым стоит указательная частица это, вот, значит (в значении это есть).

Мороженое — вот моё любимое лакомство.

Понять — значить простить.

4) Сказуемое выражено фразеологическим оборотом.

Торт — пальчики оближешь.

Рассмотрим случаи, когда тире в простом предложении не ставится, даже если подлежащее и сказуемое выражены именными частями речи.

1) Сказуемое присоединяется сравнительным союзом.

Ночь как день.

Ласковое слово что солнышко в ненастье.

2) Подлежащее выражено личным местоимением.

Я ученик восьмого класса.

Ты настоящий друг.

Она девушка с характером.

3) При сказуемом есть отрицательная частица не.

С другом и горе не беда.

4) Подлежащее и сказуемое образуют неразложимый фразеологический оборот.

Два сапога пара.

На постановку тире влияет интонация: если логическое ударение падает на подлежащее, тире ставится.

V. Закрепление изученного материала

1. Рассказ о правилах постановки тире между подлежащим и сказуемым по таблице

Рифей - древнее название Урала.

Три — число магическое

Солнце словно огненный шар

Моё правило — говорить правду

Мы друзья с детства

Весна — это время обновления

Зима не лето

2. Работа по учебнику

1. Упр. 115 — обсуждение заданий и вопросов (до и после упражнения), комментированное письмо.

2. Упр. 116 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

3. Упр. 117 — самостоятельное выполнение, чтение отредактированных предложений.

4. Упр. 118 — самостоятельное выполнение, обсуждение поставленной проблемы о зависимости деятельности человека от его темперамента.

VI. Подведение итогов урока

— Какие новые правила постановки тире между подлежащим и сказуемым вы узнали?

— Как можно выразить тире в устной речи?

Домашнее задание

1. § 22.

2. Упр. 119, 120 (устно).

3. Попробовать определить свой тип темперамента, направление будущей деятельности.

4. Повторить § 17—21, подготовиться к контрольному диктанту.






Для любых предложений по сайту: [email protected]