Анализ контрольного диктанта. Главный член односоставного предложения - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год

Анализ контрольного диктанта. Главный член односоставного предложения - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольном диктанте; дать понятие об односоставных предложениях; учить различать односоставные и двусоставные предложения; формировать умение определять способ выражения главного члена в односоставном предложении; развивать орфографическую зоркость; воспитывать культуру речи.

Планируемые результаты: умения анализировать ошибки, допущенные в контрольном диктанте, понимать их причины; знание особенностей односоставного предложения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выделять главный член односоставного предложения, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ контрольного диктанта

(Наиболее часто встречающиеся ошибки разбираются на доске, затем ученики работают самостоятельно, заполняя свои индивидуальные карточки и выполняя работу над ошибками в специальных тетрадях. Учитель и хорошо успевающие ученики консультируют, помогают в работе.)

III. Работа по теме урока

1. Слово учителя с элементами беседы

Подлежащее и сказуемое мы называем основой предложения, его главными членами.

— Можем ли мы решить, какой из этих членов предложения главнее? Любое ли предложение содержит и подлежащее, и сказуемое? Если один из главных членов отсутствует, не мешает ли это пониманию смысла предложения?

(Краткое обсуждение.)

Разрешить спор нам поможет К. Д. Бальмонт.

(Учитель читает отрывок из стихотворения “Безглагольность”.)

Недвижный камыш. Не трепещет осока.

Глубокая тишь. Безглагольность покоя.

Луга убегают далёко-далёко.

Во всём утомленье, глухое, немое.

Войди на закате, как в свежие волны,

В прохладную глушь деревенского сада, —

Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,

И сердцу так грустно, и сердце не радо.

(Учитель открывает текст отрывка, написанный на доске.)

— Найдите основы предложений.

(Ученики находят основы, учитель подчёркивает их. Выясняется, что в большинстве предложений отсутствует либо подлежащее, либо сказуемое, однако смысл совершенно ясен. Перед нами живой образ тихого летнего вечера.)

Предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена, называются односоставными.

Могут ли односоставные предложения быть распространёнными? Да, стихотворение Бальмонта содержит именно такие предложения. А нераспространёнными? Попытаемся сократить предложения:

Камыш. Тишь. Безглагольность. Утомленье. Войди. Грустно.

Общий смысл теряется, но каждое из этих предложений может существовать в определённом контексте.

2. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений и теоретических сведений (с. 99, 100).)

IV. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 171 — комментированное письмо, обсуждение вопросов, пунктуационный разбор предложения.

2. Упр. 172 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.

V. Подведение итогов урока

— Какие предложения называются односоставными?

— Как выражается главный член в односоставном предложении?

— Какие бывают односоставные предложения по наличию второстепенных членов?

Домашнее задание

1. Закончить работу над ошибками.

2. § 30.

3. Упр. 173.






Для любых предложений по сайту: [email protected]