ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ - Главные члены предложения - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ - Главные члены предложения - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении; обучения интонационно правильному произношению предложений с отсутствующей связкой; графического объяснения условий выбора тире. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: предложения для цифрового диктанта; орфографический словарь; таблица “Тире между подлежащим и сказуемым”

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Актуализация опорных знаний.

Цифровой диктант

На доске выведены на слайд предложения. (См. Ресурсный материал.)

Задание:

1-й ряд - выписать номера предложений с простым глагольным сказуемым;

2-й ряд - с составным глагольным сказуемым;

3-й ряд - с составным именным сказуемым

Выписывают номера предложений в соответствии с заданием

Владеют навыками контроля и оценки учебных действий. Адекватно воспринимают оценку учителя и сверстников

III. Работа по теме урока.

1. Лингвистическая разминка.

2. Работа с таблицей

- Докажите, что в предложении слово исповедь является составным именным сказуемым:

Язык - исповедь народа.

- Рассмотрите таблицу и назовите другие случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Тире между подлежащим и сказуемым

- В данном предложении составное именное сказуемое состоит из нулевого глагола-связкиесть и слова исповедь. Нулевая связка опускается, и вместо нее ставится тире.

Анализируют таблицу, называют случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым и случаи отсутствия тире.

Составляют примеры и записывают их в тетрадь

Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Извлекают необходимую информацию из различных источников. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, навыками самостоятельной работы. Используют сведения таблицы для решения учебно-практических задач

Ставится

Не ставится

сущ. в им. п. - сущ. в им. п.

личн. мест. сущ. в им. п.

н. ф. гл. - н. ф. гл.

сущ. в им. п. не сущ. в им. п.

н. ф. гл. - сущ. в им. п.

при обратном порядке гл. членов

сущ. в им. п. - н. ф. гл.

гл. члены входят в состав фразеол. оборота

числит. - сущ. в им. п.

прилаг. или словосочет.

числит. - числит.

наречие

сущ. в им. п. союз сущ. в им. п.

частица, вводное слово (как, будто, словно, как будто, точно и другие)

вот

это

значит

- Запишите по одному примеру для каждого случая

IV. Закрепление изученного материала.

1. Фронтальная работа.

Дает задание выполнить упр. 116.

Списывают текст упражнения, расставляют знаки препинания, графически выделяют главные члены предложения, определяют, какой частью речи они выражены, объясняют постановку или отсутствие тире между главными членами предложения.

Владеют навыками самостоятельной работы, контроля и оценки учебных действий, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым.

2. Диктант

- Объясните постановку тире в тексте упр. 120.

- Раскройте скобки, применяя необходимые правила. В случае затруднений обращайтесь к словарю.

- Запишите текст под диктовку

Объясняют постановку тире; раскрывают скобки, применяя необходимые правила; обращаются к орфографическому словарю.

Пишут текст под диктовку

Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Владеют навыками самостоятельной работы, контроля и оценки учебных действий

V. Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности

- Опираясь на таблицу, расскажите все, что узнали о тире

между подлежащим и сказуемым.

Домашнее задание: § 22, упр. 115

Делают выводы и обобщения.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Владеют способами конструктивного взаимодействия. Принимают и сохраняют учебную задачу

Ресурсный материал

1. Первый раз о парусах на колесах я услышал в начале года.

2. Чинить яхты - работа в дороге не очень приятная.

3. “Аргументы и факты” - интересная газета.

4. Двадцать делится на два.

5. Четверо ребят отправились на рыбалку.

6. Новичку это явление кажется странным.

7. Яхты на колесах - удивительное зрелище.

8. Сегодня мы будем тренироваться в зале.

9. Через месяц путешественники появились в Москве.

10. Ящериц кругом было много.

11. Я хочу поговорить с ним об этом.

12. Средняя скорость ветра - двадцать километров в час.

13. Он собирался написать письмо отцу.

14. Мы будем вместе решать эту проблему.

15. Удочки подбрасывала резвая волна.

16. Летние ночи Петербурга - это непрерывная вечерняя заря

17. В лицо мне дышит свежая трава.

18. В комнате было тихо, темно и очень душно.

19. Иметь хороший почерк - одно из правил вежливости.

20. Утро ясное, солнечное.

21. Читать вечером книги - мое любимое занятие.






Для любых предложений по сайту: [email protected]