СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ - Главные члены предложения - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ - Главные члены предложения - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с основными элементами составного именного сказуемого (именная часть и глагол-связка), со способами выражения именной части; обучения нахождению составного именного сказуемого, определению способа выражения именной части, разграничению простого глагольного сказуемого, выраженного глаголом быть, и составного именного сказуемого с глаголом-связкой быть, использованию синонимических вариантов сказуемого с учетом речевой ситуации. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Мета предметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: предложение на доске для лингвистической разминки; схема “Составное именное сказуемое”; предложения для творческой работы и записи под диктовку

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

ІІ. Работа по теме урока.

1. Лингвистическая задача.

- Определите сказуемое в предложении.

Он был у нас вчера.

- Проверьте себя. Для этого опустите второстепенные члены, оставив только грамматическую основу. Он был.

Какое сообщение несет в себе грамматическая основа?

- Определите сказуемое в следующем предложении.

У нее были голубые глаза.

- Проверьте себя. Назовите грамматическую основу. Почему в этом предложении нельзя выделить в качестве сказуемого только словобыли?

- Определите сказуемые в предложениях.

Книга оказалась в портфеле. Чашка оказалась разбитой.

Записывают предложение. Выделяют сказуемое.

Выясняют, что в сообщении говорится о наличии определенного объекта.

Записывают предложение. Выясняют, что в сообщении говорится о наличии не определенного объекта (в данном случае глаз), а определенных свойств этого объекта.

Владеют навыками контроля учебных действий, самостоятельной работы, способами конструктивного взаимодействия

со сверстниками и взрослым. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.

2. Постановка учебной цели.

- В записанных предложениях определите, какой частью речи выражены сказуемые.

- Посмотрите на схему и скажите, к какому виду сказуемых можно отнести каждый пример:

- Почему ни одно сказуемое из предложенных примеров нельзя отнести к составному глагольному?

- Какой вид сказуемых мы сегодня будем изучать?

Определяют части речи. Рассматривают схему.

- Сказуемые были голубые и оказалась разбитойне относятся к составным глагольным, потому что вторая часть не выражена инфинитивом. Формулируют тему урока.

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Используют схему для решения учебно-практических задач.

3. Работа с теоретическим материалом

- Прочитайте теоретические сведения на с. 64 учебника. Что общего у составного именного и составного глагольного сказуемого? Чем составное именное сказуемое отличается от составного глагольного?

- Перенесите эту схему в тетрадь:

Анализируют теоретический материал

Владеют навыками работы с учебной статьей, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Извлекают необходимую информацию из различных источников. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы

III. Закрепление изученного материала.

1. Фронтальная работа.

Дает задание выполнить упр. 107.

- Спишите текст, подчеркните грамматические основы; обозначьте составные именные сказуемые и часть речи, которой выражена именная часть.

Выполняют упражнение.


2. Работа по вариантам.

Дает задание выполнить упр. 108.

I вариант - выписывают два любых предложения с простым глагольным сказуемым, выраженным глаголом быть; II вариант - выписывают предложения с составным именным сказуемым с глаголом-связкой быть.

Принимают и сохраняют учебные задачи. Владеют навыками контроля учебных действий, способами конструктивного взаимодействия.

3. Творческая работа.

- Вставьте вместо простого глагольного сказуемого составное именное. Запишите только исправленный вариант предложения.

Образец: Улица опустела. Улица стала пустой.

1. Мальчик быстро взрослеет.

2. Брат руководит группой.

3. Небо темнеет.

Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях.

Адекватно воспринимают оценку учителя и сверстников.

4. Запись под диктовку

- Запишите предложения. Выделите грамматические основы, определите вид сказуемого:

1. Мы слушаем радио. Сегодня будем слушать интересную передачу. Мы начнем слушать эту передачу после ужина. Она будет слушателем школьного лектория.

2. Будь ты в этом доме хозяйкой. Ты будь дома сегодня. Улицы были украшены флагами и ярко освещены.

3. Я гордился бы тобой. Я был бы горд тобой. Я горжусь тобой

Записывают предложения, определяют грамматическую основу, над сказуемыми указывают их вид

Принимают и сохраняют учебные задачи. Владеют навыками контроля и оценки учебных действий

IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- По схеме, записанной в тетради, расскажите все, что узнали о составном именном сказуемом.

Домашнее задание: § 21, упр. 111

Делают выводы и обобщения.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Владеют навыками самоанализа учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебную задачу






Для любых предложений по сайту: [email protected]