ОПРЕДЕЛЕНИЕ - Второстепенные члены предложения - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

ОПРЕДЕЛЕНИЕ - Второстепенные члены предложения - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с видами определений, способами выражения согласованных и несогласованных определений; обучения использованию в речи согласованных и несогласованных определений как синонимов, обнаружению несогласованных определений, сочетающих значения определения и дополнения

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: кн. для учителя / Г. А. Богданова. М.: Просвещение, 2003; словосочетания для распределительного диктанта; таблица “Определение”; предложения для фронтальной работы

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Повторение пройденного материала.

1. Устный опрос по теме “Дополнение”.

2. Распределительный диктант

Проводит устный опрос по теме “Дополнение”.

- Распределите словосочетания в два столбца: с прямым

и косвенным дополнением.

Читаю книгу, читаю о герое, думаю о будущем, гулять в лесу, попросил спеть, люблю его, заботиться о старших, прибавить к двадцати пяти, у семерых козлят, разговаривать с раненым, нес раненого, видел их, помню о тебе, помню войну

Отвечают на вопросы учителя по теме

“Дополнение”.

Распределяют слова по двум столбцам в соответствии с заданием

Осуществляют контроль и оценку учебных действий, логические действия: анализ, синтез. Адекватно реагируют на оценку учителя.

Владеют навыками контроля

и оценки учебных действий.

Адекватно реагируют на оценку учителя и сверстников



III. Работа по теме урока.

1. Работа с теоретическим материалом.

- Прочитайте теоретический материал § 25.

- Что вам уже знакомо?

- Что для вас оказалось новым?

- Необходимо ли дополнить таблицу? Чем? (См. Ресурсный материал.)

Анализируют материал, предложенный в учебнике и таблице, находят новые факты об определении, дополняют таблицу.

Владеют навыками работы с учебной статьей. Извлекают необходимую информацию из учебника, ответов сверстников, дополнений и уточнений учителя.

2. Эвристическая беседа

- На доске записаны две пары словосочетаний. Прочитайте их.

Бегущего (человека); зелёную (лампу).

(Человек) с карими глазами (дом) напротив.

- Сравните их. В чем их сходство, а в чем различия?

- Сделайте вывод: если в первом случае определение согласуется с существительным в роде, числе и падеже, как мы его будем называть? (Согласованным.) А во втором случае? (Несогласованным.)

- Составьте самостоятельно схему “Виды определения” (1 ученик работает у доски)

Работают со словосочетаниями, сравнивают их. Приходят к выводу, что в них есть определения, но они различаются: 1-я пара - 1) форма существительного = форме определения;

2) способ связи - согласование;

2-я пара - 1) форма существительного = форме определения; 2) способ связи - управление и примыкание. Знакомятся с терминами согласованные и несогласованные определения. Составляют схему.

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Извлекают необходимую информацию из различных источников: ответов сверстников, уточнений учителя, сведений из схемы. Владеют навыками самостоятельной работы, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем

IV. Закрепление изученного материала.

1. Фронтальная работа.

2. Списывание с творческим заданием

- Найдите определение, укажите его вид в предложениях (письменно).

1) Где роза без шипов растет? (Г. Державин.)

2) В ржавых трубах пароходов играли зайчики от солнца. (К. Паустовский.)

3) Немного дальше росла черемуха потолще.

4) Я совершенно утратил способность писать.

5) Вблизи дороги стояли полевые цветы самых разнообразных размеров, формы, окраски.

6) Это была обыкновенная кукла с широко раскрытыми голубыми глазами, с несколько разведенными руками, с льняными локонами. Платье из тюля просвечивало на ее розовом теле. (Ю. Олеша.)

Дает задание выполнить упр. 137

Записывают предложения, находят определения, указывают их вид.

Переписывают предложения, заменяя (там, где это возможно) согласованные определения несогласованными

Осуществляют логические действия. Владеют навыками контроля учебных действий, базовыми предметными понятиями. Адекватно реагируют на оценку учителя и сверстников.

Владеют навыками контроля учебных действий, самостоятельной работы. Осуществляют поиск решения задачи творческого характера

V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Опираясь на схему, расскажите о согласованных и несогласованных определениях.

Домашнее задание: § 25; упр. 135

Делают выводы и обобщения.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками контроля и оценки учебных действий

Ресурсный материал

Определение

Вопрос

Способ выражения

Примеры

Вопросы определения (какой? чей?)

1. Прилагательное в полной форме.

2. Причастие в полной форме или причастный оборот.

3. Местоимение.

4. Числительное в косвенном падеже.

5. Наречие.

6. Н. ф. глагола.

7. Словосочетание

1. Красивая девушка.

2. Летящий самолет.

3. Мой портфель.

4. В пятом классе.

5. В доме напротив.

6. Мечтали о возможности (какой?) летать.

7. Человек высокого роста






Для любых предложений по сайту: [email protected]