Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
ПРИЛОЖЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НЕМ - Второстепенные члены предложения - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления со способами выражения приложения, правилами постановки дефиса при приложении, согласования имен собственных, выступающих в роли приложения, с определяемым словом; обучения нахождению в предложении приложения и определяемого слова и различению их, использованию приложения в речи |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: Егорова, Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс / Н. В. Егорова. М.: ВАКО, 2005; словосочетания для лингвистической разминки; таблица “Приложение”; примеры сочетаний с приложениями на доске; материал для записи под диктовку |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Актуализация опорных знаний. Лингвистическая разминка |
- Образуйте, где это возможно, несогласованные определения от согласованных. Кофейная чашка, полосатая юбка, ключ от замка, громкоголосый оратор, воронье гнездо, двенадцатираундовый бой, очковая змея, компьютерный диск, медвежья услуга |
Чашка для кофе, юбка в полоску, оратор с громким голосом, гнездо вороны, бой в двенадцать раундов, диск для компьютера.Отмечают, что остальные словосочетания не имеют синонимов, так как нет словосочетания замочный ключ, очковая змея - название биологического вида, медвежья услуга - фразеологизм |
Владеют базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Осуществляют логические действия |
III. Работа по теме урока. 1. Работа с теоретическим материалом. |
- Прочитайте теоретический материал § 26. - Какой частью речи выражены приложения? - Что обозначают приложения? - Почему приложение относят к виду определения? - Найдите в теоретических сведениях пример, когда приложение заключается в кавычки. Сформулируйте правило, когда приложения пишутся в кавычках. - Рассмотрите таблицу и расскажите правило постановки дефиса в приложениях. (См. Ресурсный материал.) |
Анализируют материал, предложенный в учебнике и таблице. |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Извлекают необходимую информацию из различных источников: ответов сверстников, уточнений учителя, сведений из таблицы. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. |
2. Тренировочное упражнение |
На доске: гриб-красавец, дуб-великан, учёный-медик, художник-самоучка, летчик-испытатель, глазки-бусинки, девочка-подросток. - Найдите приложения и подчеркните их волнистой линией. Чем они выражены? - Объясните постановку дефиса в них. - Как можно объяснить дефис в сочетании глазки-бусинки? (Это метафора, сравнительный союз “как” опущен, на его месте стоит дефис.) - Составьте предложения с каждым приложением |
Находят приложения, выделяют их графически. Применяют правило. Составляют предложения |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыками самостоятельной работы, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему |
IV. Закрепление изученного материала. 1. Фронтальная работа. |
Дает задание выполнить упр. 140, 141. |
Упр. 140. В выделенных словосочетаниях указывают определяемое слово и приложение. Упр. 141. К выделенным существительным подбирают приложения в соответствии со значениями, указанными в скобках. |
Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Осуществляют логические действия. |
2. Самостоятельная работа |
- Запишите под диктовку: паучок-парашютист, река Ока, белка-грызунья, студенты-победители, город-герой, Нева-красавица, газета “Известия”. - Обозначьте графически приложения |
Записывают под диктовку, графически выделяют приложения |
Владеют навыками контроля и оценки учебных действий, самостоятельной работы |
V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Что обозначает приложение? - Опираясь на таблицу, расскажите о постановке дефиса в приложениях. Домашнее задание: § 26, упр. 142 |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками контроля и оценки учебных действий |
Ресурсный материал
Приложение
Пишется дефис |
Не пишется дефис |
1. Научные термины (бабочка-капустница, жук-олень, рак-отшельник) |
1. У нарицательных существительных родовое понятие следует за видовым (дерево береза, цветок ромашка) |
2. Названия специальностей (врач-терапевт, ученый-филолог) |
2. Первое существительное можно заменить прилагательным (красавец мужчина - красивый мужчина) |
3. Нарицательное существительное стоит после имени собственного и тесно сливается с ним по смыслу (Москва-река) |
3. Имя собственное стоит после нарицательного (река Москва) |
4. Указывает на возраст, национальность, родство (бабушка-чешка) |