ОБСТОЯТЕЛЬСТВО - Второстепенные члены предложения - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО - Второстепенные члены предложения - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления со способами выражения обстоятельств, видами обстоятельств по значению; обучения нахождению в предложении обстоятельства, использованию их в речи

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного, языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: предложения для распределительного диктанта; таблица “Обстоятельство”; материал для записи под диктовку; предложение для редактирования

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Проверка усвоения темы “Приложение”.

Распределительный

диктант

Задание: распределить предложения с приложением в два столбика - с дефисом и без него.

1. Чижа захлопнула злодейка-западня.

2. Кирилла Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя.

3. Неторопливо шествует, добродушно улыбаясь, сторож-старик.

4. Не так уж часто встречались на Волге женщины-штурманы.

5. По реке плыли красавцы лебеди.

6. Цветок ромашка очень распространен в нашей местности.

7. В дубовых зарослях бродят безобидные медведи-муравьятники

Делят тетрадный лист на два столбца; записывают предложения под диктовку, распределяя их в соответствии с заданием

Осуществляют контроль и оценку учебных действий, логические действия. Адекватно реагируют на оценку сверстников и учителя

III. Актуализация опорных знаний

- Запишите в столбик словосочетания:

бежит с горы; выехал вчера; сломаться из-за старости; зашел поговорить; идти гуськом.

- Докажите, что это словосочетания.

- Обозначьте главное и зависимое слова. Задайте вопрос от главного слова к зависимому и подпишите его рядом в скобках.

- Составьте с данными словосочетаниями предложения

Записывают словосочетания. Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях.

- В словосочетаниях слова связаны между собой, есть главное и зависимое слова.

- Графически обозначают главное

и зависимое слова, записывают в скобках вопрос.

Составляют предложения, записывают их

Владеют базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Осуществляют логические действия

IV. Работа по теме урока.

1. Работа с теоретическим материалом.

2. Фронтальная работа.

3. Игра “Редактор”.

4. Закрепление изученного материала

- Прочитайте теоретический материал на с. 87 учебника.

- Что такое обстоятельство?

- На с. 87, 89-91 найдите виды обстоятельств.

- В составленных предложениях с данными словосочетаниями подчеркните обстоятельства. Определите вид обстоятельства в каждом предложении. Каких видов обстоятельств нет в предложениях?

Дает задание выполнить упр. 155.

- Исправьте ошибку: Благодаря сильным морозам, посевы озимой пшеницы погибли.

- Сравните исправленное предложение с предложением: Слава выглянул из-за дерева. Чем отличаются словосочетания с предлогом из-за?

- В каком предложении существительное, употребленное с предлогом из-за, может быть и дополнением, и обстоятельством? Прочитайте теоретические сведения на с. 92.

Дает задание выполнить упр. 154

Читают теоретические сведения. Находят ответы на вопросы учителя. - Обстоятельства места, времени, образа действия, причины, цели, условия, уступки.

Работают с составленными ранее предложениями. Подчеркивают обстоятельства, определяют их вид, при необходимости пользуются учебником. Замечают, что в примерах нет обстоятельств условия и уступки.

Списывают текст упражнения, расставляют недостающие знаки препинания, находят обстоятельства условия, выделяют их графически, обозначают слова, от которых они зависят.

Отмечают, что употребление слова благодаря в этом контексте неуместно. Заменяют предлогомиз-за. Записывают верный вариант.

Сравнивают предложения. Приходят к выводу, что в первом случае сочетание с предлогом из-за обозначает причину, а во втором - место.

Отмечают, что значения дополнения и обстоятельства места в некоторых сочетаниях могут совмещаться.

Списывают текст упражнения, вставляя пропущенные буквы. Графически выделяют обстоятельства и слова, от которых они зависят; записывают вопрос, указывают вид

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Извлекают необходимую информацию из различных источников: ответов сверстников, уточнений учителя, сведений из таблицы. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Осуществляют логические действия, контроль и оценку учебных действий, логические действия. Извлекают необходимую информацию из различных источников: учебника, ответов сверстников, дополнений и уточнений учителя.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Осуществляют логические действия

V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Опираясь на таблицу, расскажите все, что узнали об обстоятельстве:

Делают выводы и обобщения.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Владеют навыками контроля и оценки учебных действий. Принимают и сохраняют учебные задачи

Вопрос

Способ выражения

Примеры

Вопросы наречия (где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? сколько?)

1. Существительное в косвенном падеже.

2. Наречие.

3. Н. ф. глагола.

4. Деепричастие или деепричастный оборот

1. Глядел с любопытством.

2. Ехал быстро.

3. Вышел освежиться.

4. Шел подпрыгивая

Домашнее задание: § 27, упр. 158






Для любых предложений по сайту: [email protected]