Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для обучения распознаванию назывных предложений, нахождению их главного члена, определению способов его выражения, разграничению главного члена назывного предложения и подлежащего двусоставного предложения, определению роли назывного предложения в художественном тексте (указание на время, место действия, фрагментарность воспоминаний, ремарка) |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: предложения для синтаксической разминки; отрывки из стихотворений С. Есенина и А. Фета, содержащие назывные предложения |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
|||
II. Актуализация опорных знаний. Синтаксическая разминка |
- Разделите тетрадь на два столбика. В левый запишите односоставные предложения, в правый - двусоставные. 1. Дорожки парка каждое утро посыпали песком. 2. Клюкву собирают поздней осенью. 3. Клюква - болотная ягода. 4. Хотелось бы мне с вами поговорить. 5. Ни души! 6. Не позволяй душе лениться! 7. Душа обязана трудиться. 8. А ты хватай ее за плечи, учи и мучай дотемна... 9. Не уходи, побудь со мною... 10. Я вас любил. - Проверьте себя с помощью записей на доске |
Один ученик выполняет задание у доски, остальные - в тетрадях. Записывают предложения, распределяя их по двум столбикам. Проверяют ошибки |
Владеют базовыми предметными понятиями, навыками самоконтроля учебных действий. Осуществляют контроль и оценку учебных действий |
|||
III. Работа по теме урока. 1. Работа с теоретическим материалом. |
- Проанализируйте примеры, данные на с. 101 учебника. - В каких односоставных предложениях главный член выражен существительным в именительном падеже, а в каких - сочетанием существительного с числительным? - Прочитайте теоретические сведения на с. 101 и скажите, как называют такие предложения. - Что показывают назывные предложения? |
Анализируют примеры, находят предложения с главным членом, выраженным существительным в именительном падеже, и сочетанием существительного с числительным. Читают теоретические сведения; узнают, что такие предложения относятся к назывным и показывают, что события, явления, предметы, названные главным членом, существуют. |
Владеют навыками работы с учебником. Извлекают необходимую информацию из различных источников: учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. |
|||
2. Самостоятельные наблюдения |
- Назывные предложения часто составляют цепочки; каждое звено-предложение рисует отдельную деталь, из которой складывается общая картина. Например: Мелколесье, степь и дали. Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зарыдали заливные бубенцы. (С. Есенин.) Картина, созданная при помощи назывных предложений, статична, она не изменяется. Почему? - Прочитайте еще один отрывок, включающий назывные предложения. С какой интонацией вы его прочитаете? Как вы думаете, почему поэты часто прибегают к использованию назывных предложений в стихотворениях? Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. (А. Фет.) |
Читают отрывок из стихотворения |
Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Осуществляют логические действия. Владеют способами конструктивного взаимодействия, базовыми предметными понятиями |
|||
С. Есенина, записанный на доске. |
||||||
- В назывных предложениях нет и не может быть глаголов - носителей временных показателей. Читают отрывок из стихотворения. Приходят к выводу, что назывные предложения произносятся в замедленном темпе. Поэты используют их как выразительное средство языка |
||||||
V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Что такое назывные предложения? Домашнее задание: § 31; упр. 178, 179 (по выбору обучающихся) |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения |