ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для обучения распознаванию определенно-личных предложений, нахождению их главного члена, определению способа его выражения, разграничению разных вариантов выражения главного члена определенно-личного предложения, использованию определенно-личных предложений в речи

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: предложения для лингвистической разминки; слайд с рекомендациями ВОЗ

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Актуализация опорных знаний.

Лингвистическая

разминка

- Запишите правильный вариант, выделите главные члены предложений; укажите, чем они выражены:

Мальчик сидел за столом и раскрашивает картинки.

Белый мышь умел стоять на задних лапах.

Записывают исправленный вариант. Выделяют главные члены предложения. Отмечают, что они выражены существительными и глаголами.

Владеют базовыми предметными понятиями. Осуществляют контроль учебных действий. Принимают и сохраняют учебные задачи. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы


- Просклоняйте глагол сидеть по лицам.

- Вспомните, какие наклонения глагола вам известны? Поставьте глагол сидеть в форму условного наклонения, повелительного наклонения

Работают с глаголом сидеть. Вспоминают, как глаголы изменяются по лицам. Делают запись вида:

1-е лицо. Я сижу. Мы сидим.

2-е лицо. Ты сидишь. Вы сидите.

3-е лицо. Он сидит. Она сидит. Они сидят.

Вспоминают наклонения глагола

III. Работа по теме урока.

1. Работа с теоретическим материалом.

- Прочитайте текст, предложенный на с. 105 учебника. Укажите односоставные предложения. Чем в них выражен главный член?

- Определите в этих предложениях действующее лицо по форме глагола, значению окончания.

- Прочитайте теоретические сведения на с. 105 учебника и скажите, что такое определенно-личное предложение.

Читают текст. Находят односоставные предложения. Отмечают, что главные члены односоставных предложений в тексте выражены глаголами. Указывают морфологические признаки каждого глагола. Уточняют действующее лицо по форме глагола, значению окончания. Приходят к выводу, что на лицо достаточно определенно указывают окончания глаголов-сказуемых в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения или 2-го лица повелительного наклонения.

Владеют навыками работы с учебником, базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Извлекают необходимую информацию из различных источников: учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя.

2. Фронтальная работа

Дает задание выполнить упр. 184.

Организует словарную работу со словом перрон

Списывают, расставляя знаки препинания. Указывают грамматические основы двусоставных и односоставных предложений. В определенно-личных предложениях указывают, чем выражен главный член

Владеют навыками самостоятельной работы, работы со справочной литературой. Осуществляют контроль учебных действий

IV. Закрепление изученного материала.

Самостоятельная творческая работа

- Восстановите авторский текст по упр. 187: исключите из всех предложений, кроме первого, местоимение я.

- Расставьте недостающие знаки препинания.

После выполнения упражнения проводит фронтальную проверку

Списывают восстановленный авторский текст, расставляя пропущенные знаки препинания

Владеют навыками самостоятельной работы, самоконтроля учебной деятельности

V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Ознакомьтесь с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения для детей. (См. Ресурсный материал.)

- К какому стилю речи относится данный текст?

- Какие виды предложений по цели высказывания встречаются в данном тексте?

- Какие виды предложений в нем использованы (односоставные или двусоставные)?

- Чем выражен главный член в данных предложениях?

- К какому типу односоставных предложений они относятся? Почему?

Домашнее задание: § 32, упр. 186

Делают выводы и обобщения.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыками самооценки учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи

Ресурсный материал

Рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)

Познай самого себя. Пойми, как меняется и растет твой организм.

Содержи тело в чистоте. Часто мойся, чисти зубы и ногти.

Заводи друзей. Будь хорошим другом сам, научись говорить с друзьями и родителями и выслушивать их.

Научись говорить “нет”. Если тебя просят сделать что-то, от чего ты чувствуешь себя неловко, говори “нет”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]