Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ. ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ - Урок 2 - ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с правилами обособления приложений; обучения распознаванию приложения, нуждающегося в обособлении, выделению на письме обособленных приложений, объяснению условий обособления, использования тире для выделения приложения, включению распространенных приложений в заданную речевую ситуацию, правильной расстановке знаков препинания |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: предложения для выборочного диктанта; материал для конструирования приложений; предложения для комментированного письма |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Работа по теме урока. 1. Повторение пройденного. |
Проводит опрос по теме “Обособление приложений”, выборочный диктант. - Прослушайте предложения и запишите только приложения. 1. Пел свою нехитрую песню медный самовар-инвалид. 2. Яркая иволга, обитательница березового леса, дает знать о своем прибытии звучным, похожим на флейту свистом. 3. Высоко над нами зашумел ветер - предвестник бурана. 4. Смелый охотник, хорек нападает и на животных крупнее его. 5. Радио - единственная связь, соединяющая с миром, - работало неисправно. 6. Я люблю воробьев, этих дерзких разбойников, благополучно живущих даже в шумных многолюдных городах. 7. Хозяин дома, директор, был человек лет сорока. 8. К чаю, единственному блюду в это утро, полагалась горсть сухарей. |
Отвечают на вопросы учителя. Слушают предложения, зачитываемые учителем. Находят приложения и записывают их в тетрадь. |
Владеют базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Осуществляют контроль учебных действий. Принимают и сохраняют учебную задачу. |
2. Фронтальная работа. |
Дает задание выполнить упр. 309. - Найдите приложения в каждом отрывке. Назовите определяемые слова. Укажите, чем выражено каждое приложение; объясните постановку знаков препинания. Перепишите текст упражнения, графически показывая условия обособления приложений. Составьте схемы. |
Отвечают на вопросы учителя. Находят приложения, определяют, чем они выражены; объясняют постановку знаков препинания. Переписывают текст, подчеркивая приложения и выделяя главные слова, составляют схемы. |
Принимают и сохраняют учебную задачу. Владеют базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем, навыками самостоятельной работы. Осуществляют контроль учебных действий. |
3. Конструирование предложений. |
- Переделайте предложения так, чтобы именные сказуемые стали обособленными приложениями. 1) Ястреб-тетеревятник - настоящий лесной разбойник. 2) Деревенские ласточки - искусные гнездостроители. |
Перестраивают предложения, графически обозначают условия обособления приложений. |
|
4. Комментированное письмо |
3) Березка - любимое дерево русского народа. 4) Археология - наука, изучающая быт и культуру народов по сохранившимся вещественным памятникам. - К имени существительному подберите распространенное приложение, поставив его после определяемого слова; затем запишите предложение. 1) Лев Толстой _____________________________ много лет прожил в Ясной Поляне. 2) В Спасском-Лутовинове _____________________________ Тургеневу особенно хорошо писалось. 3) Эрмитаж _____________________________ ежегодно посещают тысячи зарубежных туристов. - Найдите приложения, определите их место по отношению к определяемому слову, обозначьте графически условия обособления приложений, поставьте знаки препинания. 1. Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, и поднимется в нем великая сила - человеческая красота. 2. Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой - этим непосредственным выражением красоты и добра. 3. Отступник бурных наслаждений, Онегин дома заперся, зевая, за перо взялся. 4. Там в стары годы, сатиры смелый властелин, блистал Фонвизин, друг свободы |
Находят приложения, определяют их место по отношению к главному слову, графически обозначают условия обособления приложений, расставляют знаки препинания |
Принимают и сохраняют учебные задачи. Владеют базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Осуществляют контроль учебных действий |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Назовите условия обособления приложений. Домашнее задание: § 50, упр. 310. Подготовиться к уроку-зачету |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения |