МЕЖДОМЕТИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ - Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

МЕЖДОМЕТИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ - Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с правилами выделения междометий на письме, назначением междометий; обучения определению их текстообразующей роли, интонационно правильному произношению предложений с междометиями, разграничению употребления междометия о при обращении и без обращения. Способствовать развитию умений обнаруживать междометия в тексте, правильно расставлять знаки препинания при междометиях

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую

роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: материал для проведения самостоятельной работы

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Проверка домашнего задания

Проводит проверку домашнего задания

Выступают с публичными докладами, рецензируют выступления по памятке “Требования к устному выступлению”

Осуществляют контроль учебных действий. Владеют способами конструктивного взаимодействия

III. Работа по теме урока.

1. Наблюдение

за междометиями.

2. Ознакомление с теоретическим материалом.

На доске записано предложение:

Поэта дом опальный, о Пущин мой,

Ты первый посетил.

(А. Пушкин.)

Задание: найти междометие.

Предлагает прочитать теоретические сведения в учебнике на с. 215-216.

Знакомит с особенностями междометия. (См. Ресурсный материал.)

Выполняют задание. Обращают внимание на то, что междометие о употреблено вместе с обращением, знак препинания после междометия не ставится.

Читают теоретические сведения. Делают вывод, что междометия грамматически не связаны с предложением, не являются членом предложения, выражают различные чувства, выделяются запятой или восклицательным знаком.

Внимательно слушают.

Принимают и сохраняют учебные задачи. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем, умением работать с учебной статьей, навыками работы с учебником, самостоятельной работы, базовыми предметными понятиями.

Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Извлекают необходимую информацию из различных источников: учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя

3. Тренировочные упражнения

1. Дает задание выполнить упр. 390.

2. Дает задание выполнить упр. 392.

3. Проводит выборочный диктант по упр. 393. Напоминает, что в данном случае знак препинания после междометия не ставится.

4. Организует выполнение самостоятельной работы.

(См. Ресурсный материал.) Задание: записать, расставляя знаки препинания; указать междометия, определить их роль

Выполняют задание устно. Находят междометия, интонационно правильно читают стихотворение А. Галича, определяют тему стихотворения. Выполняют задание устно. Читают выразительно, затем списывают, расставляя запятые.

Выписывают предложения с междометием о, употребленным только вместе с обращением.

Выполняет самостоятельную работу


IV. Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности

- Над какой темой работали?

- Что нового узнали?

- Какие задания выполняли? Какие из них вызвали затруднения? Почему?

- Как оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание: составить диалог, используя междометия; выписать из басен И. А. Крылова семь предложений с междометиями (по выбору)

Отвечают на вопросы.

Проводят самоанализ учебной деятельности.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск

средств их решения

Ресурсный материал

Междометие (особенности)

1) Особая часть речи: ни самостоятельная, ни служебная.

2) Выражает чувства, настроения, побуждения, но не называет их.

3) Не является членом предложения: Жизнь, увы, не вечный дар. (А. Пушкин), но может употребляться в значении других частей речи: В лесу слышалось звонкое ау.

4) Производное (из самостоятельных частей речи): Караул!

Непроизводное: ах, ох, ну, эй и др.

5) Не изменяется.

6) Употребляется в устной речи. В художественных произведениях чаще встречается в диалогах.

Самостоятельная работа

1) О погляди как та звезда горит горит и потухает. (А. Фет.)

2) Ах как хорошо мы научились говорить! Ах как плохо научились слушать! (Р. Рождественский.)

3) Увы дворец Бахчисарая скрывает юную княжну. (А. Пушкин.)

4) Увы печальна и бледна похвал не слушает она. (А. Пушкин.)

5) Чу где-то высоко в небе послышался негромкий, протяжный звук. (Г. Скребицкий.)

6) Псари кричат Ахти ребята вор! (И. Крылов.)

7) Эй откликнись кто идет? (А. Блок.)

8) Ах злые языки страшнее пистолета. (А. Грибоедов.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]