Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
СИНТАКСИЧЕСКИЙ И ПУНКТУАЦИОННЫЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ. ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ «ЧУЖАЯ РЕЧЬ» - ЧУЖАЯ РЕЧЬ
Тип урока: повторительно-обобщающий |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с порядком устного и письменного разбора предложений с чужой речью; обучения выполнению устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения с чужой речью; организации и проведения повторения учебного материала по теме “Чужая речь” |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: задания для групповой работы; текст объяснительного диктанта; тестовые задания |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Повторение изученного материала. 1. Фронтальный опрос. 2. Групповая работа |
Организует и проводит фронтальный опрос по контрольным вопросам на с. 244 учебника. Задание: 1-я группа - составить с афоризмами предложения, используя различные способы цитирования; 2-я группа - составить диалог, используя афоризмы в репликах персонажей; 3-я группа - составить текст или предложения, используя афоризмы как прямую и косвенную речь. (См. Ресурсный материал.) |
Отвечают на вопросы. Выполняют задания в группах, используя афоризмы |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем, базовыми предметными понятиями |
III. Работа по теме урока. 1. Ознакомление с теоретическим материалом. 2. Тренировочные упражнения |
Предлагает ознакомиться с теоретическим материалом на с. 242-243 учебника. 1. Дает задание выполнить упр. 431. 2. Дает задание выполнить упр. 432. 3. Организует выполнение самостоятельной работы по упр. 429. 4. Проводит объяснительный диктант. (См. Ресурсный материал.) Задания: назвать способы передачи чужой речи; выполнить синтаксический разбор предложения с чужой речью (по выбору). 5. Предлагает выполнить тестовые задания. (См. Ресурсный материал.) |
Работают с учебной статьей. Разбирают устно и письменно по два предложения. Выполняют задание устно. Выполняют самостоятельную работу. Пишут диктант. Выполняют задания. Выполняют тестовые задания |
Владеют навыками работы с учебной статьей, самостоятельной работы, способами конструктивного взаимодействия. Извлекают необходимую информацию из учебника, уточнений и дополнений учителя. Принимают и сохраняют учебные задачи. Высказывают и аргументируют свою позицию. Осуществляют контроль |
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Над какой темой работали? - Что нового узнали? - Какие задания выполняли? Какие из них вызвали затруднения? Почему? - Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание: выполнить упр. 433 |
Отвечают на вопросы. Проводят самоанализ учебной деятельности. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют самоанализ учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения |
Ресурсный материал
Афоризмы
1. Слово - это камень: коли метнет его рука, то уж потом назад не воротишь. (Мигель Сервантес.)
2. Я часто убеждался в том, что простое слово благотворно действует на множество людей, и не автор слова, а само оно приводит в движение души, скрыто проявляя свою силу. (Франческо Петрарка.)
3. В то время как люди умные умеют выразить немногое в немногих словах, люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить и ничего не сказать. (Франсуа де Ларошфуко.)
4. Язык народа и богат и точен,
Но есть, увы, неточные слова,
Они растут как сорная трава
У плохо перепаханных обочин.
(Н. Рыленков.)
5. Не оскверни свои уста
Ни осуждением, ни ложью,
Иначе будет невозможно
Святое слово “красота”.
И устремись, чтоб твой язык
Лишь к чистоте речей привык.
(Н. Спирина.)
Объяснительный диктант
ОБАЯТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Антон Павлович Чехов был человек большой совести, любящего сердца, великий художник.
Лев Толстой и Максим Горький оставили о Чехове очень теплые воспоминания. Называя Чехова “несравненным художником”, Толстой любил в писателе “прелестного, искреннего и честного человека”. “Это был обаятельный человек, - говорил он, - скромный, милый”.
“Красиво-простой, он любил все простое, настоящее, искреннее”, - писал Горький о Чехове. По воспоминаниям Горького, “всякий человек при Антоне Павловиче невольно ощущал в себе желание быть проще, правдивее...”.
Тестовые задания
1. Укажите неверное утверждение.
а) Прямая речь - точная передача чужих слов.
б) Предложения с косвенной речью передают только содержание чужой речи.
в) При цитировании всегда используются кавычки.
г) Диалог обычно оформляется без использования кавычек.
Ответ: в).
2. Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.
а) Сокол отвечает Ужу, что я знаю счастье, я храбро бился.
б) Отец спросил меня, какой фильм мне понравился больше всего.
в) Я спросил друга, решил ли ты эту задачу.
г) Клава с живым интересом поинтересовалась, можно ли ей играть.
Ответ: а); в).
3. Найдите предложение с косвенной речью, которая правильно оформлена и соответствует содержанию предложения с прямой речью.
“Дедушку знаешь, мамаша?” - матери сын говорит.
а) Сын спрашивает у матери, знает ли она дедушку.
б) Сын спрашивает у матери, что знает ли она дедушку.
в) Сын спрашивает у матери, знает ли она дедушку?
г) Сын спрашивает у матери, знаешь ли ты дедушку.
Ответ: а).