ЦИТАТА - ЧУЖАЯ РЕЧЬ

Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

ЦИТАТА - ЧУЖАЯ РЕЧЬ

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления со способами введения цитаты в авторский текст, правилами пунктуационного оформления цитат; обучения определению текстообразующей роли цитаты, обнаружению в комментирующей части слова, указывающей на характер речи, распознаванию цитаты в тексте, введению цитаты в авторский текст разными способами

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: материал для проведения словарного диктанта; текст для проведения диктанта; тестовые задания

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Постановка учебной задачи

- Где в нашей жизни мы используем цитаты? Как вы думаете, можно ли писать сочинение, не прибегая к цитированию? А вы умеете правильно это делать? Сегодня мы будем учиться оформлять цитирование и грамотно использовать его в письменной речи

Отвечают на вопросы

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи

III. Работа по теме урока.

1. Словарный диктант.

2. Повторение.

3. Ознакомление

с теоретическим материалом

Перрон, терраса, преемник, монолог, предшественник, современник, просветительство, металл, компаньон, классический, мультимедийный, импровизация, видеокамера, кандидат, фейерверк, гармония.

Предлагает поработать с текстом. (См. Ресурсный материал.)

Задание: переписать текст, расставляя знаки препинания. Объяснить знаки препинания при прямой речи.

Предлагает ознакомиться с теоретическим материалом на с. 237, 239 учебника. Организует и проводит беседу по вопросам:

- Что такое цитаты?

-Где они могут использоваться?

- Какие способы цитирования существуют? (Дословное и выборочное цитирование.)

- Как оформляется дословное цитирование?

- Как оформляется выборочное цитирование?

- Как оформляется цитирование поэтического текста?

Образец:

Пушкин в стихотворении обращался к няне:

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Пушкин в стихотворении обращался к няне: “Что же ты, моя старушка,/Приумолкла у окна?”

Записывают словарные слова.

Выполняют задания.

Читают теоретический материал. Отвечают на вопросы

Владеют навыками самостоятельной работы, работы с учебной статьей, базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Извлекают необходимую информацию из учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя

IV. Тренировочные упражнения

1. Дает задание выполнить упр. 422.

Обращает внимание на то, как читают ученики.

2. Проводит выборочный диктант по упр. 423.

3. Проводит речевую разминку по упр. 426.

4. Проводит самостоятельную работу по упр. 425.

5. Проводит диктант. (См. Ресурсный материал.).

6. Предлагает выполнить тестовые задания. (См. Ресурсный материал.)

Выполняют задания устно. Оценивают чтение одноклассников. Выписывают предложения с цитатами. Анализируют отрывки из ученических сочинений, вносят необходимые исправления, включают цитаты в текст.

Вводят цитаты в текст.

Пишут диктант.

Выполняют тестовые задания

Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют контроль и оценку учебных действий, логические действия. Владеют базовыми предметными понятиями, навыками самостоятельной работы

V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Над какой темой работали?

- Что нового узнали?

- Какие задания выполняли? Какие из них вызвали затруднения? Почему?

- Как оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание: учить правила на с. 237, 239; выполнить упр. 424 (устно), 427 (письменно)

Отвечают на вопросы.

Проводят самоанализ учебной деятельности.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют самоанализ учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения

Ресурсный материал

А как ваше здоровье? Слава богу не пожалуюсь сказал Собакевич. И точно не на что было жаловаться скорее железо могло простудиться и кашлять чем этот на диво сформованный помещик. Да вы всегда славились здоровьем сказал председатель и покойный ваш батюшка был тоже крепкий человек. Да на медведя один хаживал отвечал Собакевич. Мне кажется однако ж сказал председатель вы бы тоже повалили медведя если бы захотели выйти против него. Нет не повалю отвечал Собакевич покойник был меня покрепче.

(Н. Гоголь.)

Диктант

1. Антон Павлович Чехов в своих письмах утверждал, что “краткость - сестра таланта”, что “язык должен быть прост и изящен”.

2. “Нет сомнений, - говорил И. Тургенев при открытии памятника А. Пушкину в Москве в 1880 году, - что он [Пушкин] создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением”.

3. “Начиная с Пушкина, наши классики создали тот “великий, прекрасный язык”, служить дальнейшему развитию которого Тургенев умолял Льва Толстого” - так оценивал М. Горький значение литературы.

4. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” В. Г. Белинский назвал “энциклопедией русской жизни”.

Тестовые задания

1. Какое предложение с цитатой оформлено верно?

а) Лев Толстой писал, что “музыка - высшее в мире искусство”.

б) “Музыка - высшее в мире искусство”, считал Лев Толстой.

в) Лев Толстой утверждал: “Что музыка - высшее в мире искусство”.

г) Лев Толстой утверждал - “музыка - высшее в мире искусство”.

Ответ: а).

2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

а) А. С. Пушкин писал: “Критика - наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы”.

б) “Мудрено пишут только о том, чего не понимают”, утверждал В. Ключевский.

в) М. Горький призывал не быть равнодушным, “ибо равнодушие смертоносно для души человека”.

г) Свое восхищение осенней природой А. С. Пушкин высказал в следующих строках:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса...

Ответ: б).

3. Найдите неправильный способ цитирования.

а) А. Т. Твардовский говорил: “Кроме смеха гневного, саркастического и непрощающего - есть еще смех радости, дружеской благожелательности, веселого и безобидного озорства”.

б) А. Т. Твардовский говорил, что “кроме смеха гневного, саркастического и непрощающего - есть еще смех радости...”

в) А. Т. Твардовский говорил, что “кроме смеха гневного - есть еще смех радости”.

г) А. Т. Твардовский говорил, что смех может быть не только “гневным, саркастическим и непрощающим”, “есть еще смех... озорства”.

Ответ: г).






Для любых предложений по сайту: [email protected]