Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ И МЕЖДОМЕТИЯМИ - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Диктанты по русскому языку 8 класс к учебнику М. М. Разумовской

Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ И МЕЖДОМЕТИЯМИ - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Объяснительные диктанты

I

1) Ах, ни кукушкам, ни ромашкам я не верю. (Б. Окуджава) 2) Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены. (Ю. Визбор) 3) Ох, спрячьте меня куда-нибудь. (Я Гоголь) 4) О, как сильно, как глубоко старается он заглянуть в себя! (Я. Гарин-Михайловский) 5) Ага, плутовка-мышь, попалась... (Я. Вяземский)

• Разберите предложения по членам. Какие слова не являются членами предложения? С какой целью они употреблены?

• Выпишите причастие, проведите его морфемный и морфологический разборы.

II

1) О, много расточил сокровищ я сердечных... (А. Пушкин) 2) Внемлю сказке древней, древней о богатырях, о заморской о царевне... (А. Блок) 3) О первый ландыш! Из-под снега ты просишь солнечных лучей. (А. Фет)

• Определите, какой частью речи является слово “о” в записанных предложениях. Обоснуйте расстановку знаков препинания.

• Будут ли повторяющиеся слова в предложении 2 являться однородными членами? Обоснуйте своё мнение. Какова роль повторяющихся слов в предложении?

III

1) Да, чудно и хорошо было кругом... (Д. Мамин-Сибиряк) 2) Нет, жизнь меня не обделила, добром своим не обошла. (А. Твардовский) 3) Нет, не могут состарить нас годы. (М Джалиль) 4) Да, назло пороку луч красоты в одно мгновенье ока сгоняет с сердца тучи. Дж. Ките)

• Объясните функцию знаков препинания.

IV

Ой, а как мы в детстве луга любили! Я на лугах выросла. Не верь, Федя, что где-то есть места лучше нашего. Нет их! Посмотри. Разве где есть такое небо, вот бы такую краску-голубичку. Смотри, облако, как кружевное, велико ли, а застило солнышко, и всё меняется, яркость отдыхает, зелень темнеет, голубое вперёд выступает. Отошло облако — зелень заплескалась, засеребрилась, как вода в пруду. А цветы!

(В. Крупин)

• Что придаёт тексту особую эмоциональность?

• Укажите в тексте частицы, определите их разряд по значению.

V

1) О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья век!.. (А. Пушкин) 2) Думай о старости в молодости. (Народная мудрость) 3) О люди, я к вам обращаюсь. (К. Бальмонт) 3) Отдых нужен и богатырю. (Пословица) 4) И, полно вам, Иван Иваныч, воду лить! 5) Русский солдат и храбр, и вынослив. 6) День да ночь — сутки прочь. (Пословица) 7) Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу... (А. Пушкин) 8) Да, Сибирь — это сторона богатырского размаха, мужественных, спокойных людей, которых ничем не удивишь. (Б. Полевой) 9) Нет, не сумели расстоянья разлукой между нами лечь. (М Карим) 10) Нет ничего краше Родины.

• Укажите в предложениях функции сопоставимых словоформ.

Творческий диктант

1) “Да мы разве не уважаем тебя?” — сказал старик. (Л. Толстой) 2) “Да, славные ребята”, — подтвердил граф. (Л. Толстой) 3) Хвастливому да болтливому трудно верить. (Пословица) 4) Да здравствует мир! 5) Мал золотник, да дорог. (Пословица)

• Определите часть речи слова “да” в записанных предложениях; объясните пунктуацию внутри предложений.

• Составьте свои предложения, где да будет выступать в таких же значениях.

• Составьте со словом нет предложения, в которых данное слово будет выступать в роли: 1) утвердительного слова; 2) частицы; 3) сказуемого; 4) существительного.

Контрольные диктанты

I

У каждой реки есть своя душа, и много в этой душе таинственного и загадочного. Пока не поймёшь её, не почувствуешь, всегда будет тревожно.

Мне показалось, что под кустом у того берега обязательно должен прятаться рак. Я переплыл и слазил в нору. Действительно, там был рак. Через этого рака и речка Шередарь сделалась ближе, понятней.

Отдохнув, мы отошли от реки и встретили ватагу мальчишек. Мы спросили у них, глубок ли омут.

— Что вы, дяденька, вам и по шейку не будет. Самое большее — до пазушки.

Если бы я знал, что в омуте и по шейку не будет, не лезла бы в голову разная блажь про речные души. Раз есть дно, значит, не может быть никакой души, никакой сказки.

На горе расположилось село Воскресенье... Слева в пионерлагере за аккуратным забором виднелись разные деревянные горки, качели, турнички. Пионеров самих не было. Наверное, это их видели мы издалека, когда шли лугом.

Тут мы дошли до места.

На ночлег нас определили в просторный дом, где пахло вымытыми стенами, чистотой.

(По Вл. Солоухину)

Задания:

1. Найдите в тексте диктанта вводные слова, определите их значение.

2. Составьте со словом “однако” предложения так, чтобы это слово являлось: 1) вводным словом; 2) противительным союзом.

3. Проведите синтаксический разбор последнего предложения. Определите в нём вид односоставных предложений.

II

...Воображение — животворящее начало искусства.

Кто может провести резкую границу между воображением и мыслью? Этой границы нет.

Воображение создало закон притяжения, бином Ньютона, печальную повесть Тристана и Изольды, “золотую осень” Левитана, радио, электрический свет, теорию относительности...

Человеческая мысль без воображения бесплодна. Бесплодно и воображение, оторванное от действительности.

Есть французское выражение: “Великие мысли исходят из сердца”. Пожалуй, вернее было бы сказать, что великие мысли исходят из всего человеческого существа. Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается культура.

Но есть одна вещь, которую даже наше могучее воображение не может себе представить. Это — исчезновение воображения и, значит, всего, что им вызвано к жизни.

Воображение — великий дар природы. Оно заложено в натуре человека.

Воображение, как я уже говорил, не может жить без действительности. Оно питается ею. С другой стороны, воображение очень часто в какой-то мере влияет на течение нашей жизни, на наши дела и мысли, на наше отношение к людям.

(По К. Паустовскому)

Задания:

1. Найдите в тексте все вводные слова, определите их значение.

2. Подчеркните вводное предложение одной чертой.

3. Проведите синтаксический разбор предложения: “Пожалуй, вернее было бы сказать...”

4. Составьте со словом “кажется” предложения так, чтобы это слово было: 1) вводным словом; 2) членом предложения.

III

Всякому человеку надо иметь стержень некий мысленный. Что же это за стержень?

Это, во-первых, степень душевной силы, на которой надобно человеку содержать себя даже при упадке сил телесных. Не падать духом ни при каких обстоятельствах. Я не говорю здесь о каком-либо душевном горе, я говорю о семейно-бытовых, также о житейских, деловых неурядицах, которые трясут человека и выматывают его пуще лихорадки.

Во-вторых, эта душевная сила не есть какое-то нечувствие или бесчувственность.

Нет, если ты человек поэтически настроенный, если пронёс ты через всю жизнь нечто любимое, скажем призвание к чему-либо, то в минуту жизни трудную наведи себя на мысль об этом твоём когда-то любимом. И душа твоя мигом встрепенётся. Пусть даже если от этого огня осталась у тебя теперь лишь копеечная свечечка...

(По Б. Шергину)

Задания:

1. Найдите в тексте все вводные слова, определите их значение.

2. Составьте со словами “может быть” предложения так, чтобы эти слова являлись: 1) вводными; 2) членами предложения.

3. Укажите части речи в предложении 3.

4. Выделите в тексте орфограммы местоимений, определите разряд местоимений.

IV

...Спит всё живое тем предутренним сном, с которым так тяжело расставаться. Жаворонки не вставали ещё, а перепела, почуя близость зари, тоже прервали на время свою почти неугомонную песню. Ничто не мешает свободно развиваться ленте моих воспоминаний. Широкая и длинная, как эта дорога, она до такой степени занимает меня, что я забываю пространство и усталость и иду.

Иду и думаю, думаю и иду.

Мир вам, добрые бедные люди, обставлявшие некогда мою бедную детскую жизнь! Мир тебе и покой, бедная родная сторона моя! Давно я покинул тебя, потому и не знаю, как живут теперь твои дети. Как люди, некогда жившие на тебе, нуждались в покое, знаю я, так и ты, помню я, нуждалась тогда в нём и, может быть, даже и теперь тоже ищешь его...

Сквозь редеющий мрак, закрывающий от меня лицо матери-степи, я увидел наконец, что всё та же она, какою я оставил её много лет назад...

Всё та же ты, степь! Вот довольно ясно показались мне долины и косогоры, испещрённые хлебами, единственным богатством твоим. По сторонам дороги забелели церкви, замелькали кресты колоколен...

Птицы проснулись, проснулся и люд степной, и вот теперь до самых краёв зачерпнулась им большая дорога. Отовсюду идёт и едет он залить кормилицу-землю потом своим трудолюбивым.

Благослови вас бог, труженики, на силу и терпение в вашей работе-страде под томящим солнечным зноем, который запалит сейчас всю степь одним общим пожаром...

(По А. Левитову)

Задания:

1. Найдите в тексте диктанта обращения, выделите их.

2. Найдите вводное слово, определите его значение.

3. Найдите и подчеркните одной чертой вводные предложения.

V

У нас почти нет книг о работе писателей. Эта удивительная и прекрасная область человеческой деятельности никем, по существу, не изучена.

Сами писатели говорят о своей работе неохотно. Не только потому, что присущее писателю образное мышление плохо уживается с теоретическими выкладками, что трудно “поверить алгеброй гармонию”. Но ещё и потому, что писатели, возможно, боятся попасть в положение сороконожки из старой басни. Сороконожка однажды задумалась над тем, в какой последовательности должна она двигать каждой из сорока ног, ничего не придумала, а бегать разучилась.

Разъять на части, проанализировать процесс своего творчества может и сам писатель, но, конечно, никак не во время творческого процесса, но во время работы.

Творческий процесс похож на кристаллизацию, когда из насыщенного раствора (этот раствор можно сравнить с запасом наблюдений и мыслей, накопленных писателем) образуется прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий, как сталь, кристалл (в данном случае кристалл — это законченное произведение искусства, будь то проза, поэзия или драма).

Творческий процесс непрерывен и многообразен. Сколько писателей — столько и способов видеть, слышать, отбирать и, наконец, столько же манер работать.

(К. Паустовский)

Примечание: сказать о постановке тире в последнем предложении текста.

Задания:

1. Найдите в тексте диктанта все вводные слова, укажите их значение.

2. Проведите синтаксический разбор предложения: “Эта удивительная и прекрасная область человеческой деятельности...”

3. Составьте и запишите предложение с обращением.






Для любых предложений по сайту: [email protected]