Определение - Второстепенные члены предложения - Двусоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Определение - Второстепенные члены предложения - Двусоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Двусоставные предложения

Второстепенные члены предложения

Урок 26. Определение (§ 25)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с видами определений в зависимости от характера связи с определяемым словом: согласованное и несогласованное; способами выражения согласованных и несогласованных определений, 2) учить использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы, обнаруживать несогласованные определения, сочетающие значение определения со значением дополнения.

I. Опрос-закрепление.

Первый ученик устно рассказывает о дополнении. Второй знакомит класс с правописанием, происхождением, лексическим значением слов: предшественники, современники, искусство, искусный.

Предшественники — те, кто предшествовал кому-нибудь в чём-нибудь, своей деятельностью подготовил что-нибудь. Пред-, предо приставки со значением предшествования.

Современники — те, кто живёт в одно время с кем- чем-нибудь.

Слово искусство заимствовано из старославянского языка, восходит к праславянскому -кус-. Искусъ — опыт, испытание > умение, знание > искусство; кусити — испытывать.

1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. 2. Умение, мастерство, знание дела; самоё дело, требующее умения, мастерства. Искусный, искусственный, искусствовед, искусствоведение и др. Родственные: вкусить, искушать, искушение.

Искусный. 1. Умелый, хорошо знающий своё дело. 2. Умело, хорошо сделанный.

• Упр. 128 или 131 проверяются выборочно.

На доске проецируется текст Н. А. Заболоцкого.

Сыплет дождик большие горошины,

Рвётся ветер, и даль (не)чиста.

Закрывается тополь взъерошен(н)ый

Серебристой изнанкой листа.

Задания к тексту: 1. Что придаёт тексту образность, помогает живо представить картину непогоды? 2. Докажите, что слово горошины — прямое дополнение, а изнанкой листа — дополнение, выраженное синтаксически неделимым словосочетанием.

II. Переход к теме урока.

Запись словосочетаний: новая наука, желание учиться, иллюстрированный журнал, ярко-красный фон, цветок, ещё не распустившийся, истинный друг, о развивающейся науке, под развевающимся флагом, наука о языке.

— Объясните выбор буквы в окончаниях причастий, орфограмму “дефис в прилагательном”, не с полными причастиями.

— Найдите словосочетания со связью: согласование, управление, примыкание.

— Какими частями речи выражены зависимые слова? Какими членами эти зависимые слова становятся в предложении?

Учащиеся делают выводы:

1. Определения служат для распространения и пояснения другого члена предложения.

2. В зависимости от характера подчинительной связи с определяемым словом различаются определения согласованные и несогласованные.

Под руководством учителя полученные знания обобщаются и записываются в виде схемы.

Далее учащиеся наблюдают материл на с. 81—82, делают выводы:

1. Пояснение, выражаемое определением, может определять предмет, лицо или явление с разных сторон.

2. Определения, отвечающие на вопрос какой?, указывают на различные признаки предметов: качество, размер, форму, свойства, материал, из которого изготовлен предмет.

Учащиеся читают теоретические сведения на с. 82, знакомятся с таблицей в упр. 134, устно рассказывают о способах выражения несогласованного определения и видах подчинительной связи несогласованных определений и определяемых слов.

III. Закрепление материала.

1. В упр. 133 находят определения, подчёркивают, указывают слово в роли определения и в роли именной части сказуемого.

2. В упр. 135 указывают согласованные и несогласованные определения и способы их выражения.

3. В упр. 137 заменяют там, где это возможно, согласованные определения несогласованными.

4. Самостоятельная работа.

В тексте, который проецируется на доске, надо выписать словосочетания с согласованными и несогласованными определениями в два столбика.

Гаснет свет, и жадными глазами

Ребятишки в прошлое глядят.

И оно проходит в тёмном зале

Шагом наступающих солдат,

Грохотом далёкого снаряда,

Немудрёной песенкой бойца,

Силой правды, славой Волгограда,

Орденом и ранами отца.

(M. Агашина)

Тестовые задания

1. В каком предложении допущена ошибка в нахождении определения?

Ответ: г.

2. Найдите предложение с несогласованным определением.

а) Мужчины постарше собирались на охоту.

б) На третий день снегопад прекратился.

в) Дети наблюдали за летящим в небе самолётом.

г) Твой путь будет тернист.

Ответ: а.

3. Найдите предложение с согласованным определением.

а) На горизонте неожиданно показалась лодка с парусом.

б) Поездку домой ожидали все.

в) На фотографии изображён человек лет тридцати.

г) Деревенские улицы тонули в зелени.

Ответ: г.

IV. Домашнее задание: а) § 25, подготовиться к диктанту по упр. 136, б) выполнить письменно упр. 138.






Для любых предложений по сайту: [email protected]