Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой
Приложение. Знаки препинания при нём - Второстепенные члены предложения - Двусоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Двусоставные предложения
Второстепенные члены предложения
Урок 27. Приложение. Знаки препинания при нём (§ 26)
Цели урока: познакомить со способами выражения приложения, правилами постановки дефиса при приложении, согласования имён собственных, выступающих в роли приложения, с определяемым словом, научить находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их, использовать приложения в речи.
I. В начале урока проводим диктант по упр. 136 на с. 83—84.
II. Объяснение нового материала.
На доске проецируется отрывок из стихотворения П. А. Вяземского.
Здравствуй, русская молодка,
раскрасавица-душа,
белоснежная лебёдка,
здравствуй, матушка-зима!..
Нам не страшен снег суровый,
с снегом — батюшка-мороз...
Задания к тексту:
— Найдите определения, выраженные именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.
— Объясните условия постановки дефиса при приложении.
Вывод делают восьмиклассники: если одиночное приложение и определяемое существительное являются именами нарицательными, то между ними ставится дефис.
Учащиеся читают теоретические сведения на с. 85—86 (§ 26).
III. Тренировочные упражнения.
1. В упр. 140 учащиеся в выделенных словосочетаниях указывают, какое слово является определяемым, а какое — приложением.
2. В упр. 141 к выделенным существительным подбирают приложения с теми значениями, которые даны в скобках.
Условия постановки дефиса при приложении поможет уяснить схема:
Нариц. сущ. + собств. сущ. нет дефиса
3. Самостоятельная работа.
Учитель проецирует отрывок из стихотворения Ф. Н. Глинки, учащиеся списывают, расставляя пропущенные знаки препинания, вставляя орфограммы-буквы, подчёркивают приложения.
Кто силач возьмёт в охапку
Холм Кремля богатыря?
Кто соб..ёт зл..тую шапку
У Ивана звонаря?
Кто Царь колокол подым..т?
Кто Царь пушку повернёт?
Шляпы кто гордец (не)сним..т
У св..тых Кремля ворот?
Тестовые задания
1. Найдите ошибку в оформлении приложения:
а) Стала рожь-матушка в колос метаться.
б) Няня рассказала сказку про братца-Иванушку и сестрицу-Алёнушку.
в) В издательстве “Просвещение” появилось много новинок.
г) Вьётся улица-змея.
Ответ: б.
2. Уточните и отметьте, что приложения не могут обозначать.
а) имя (название)
б) образ действия
в) звание
г) прозвище
Ответ: б.
3. Укажите предложение, в котором нет приложения (знаки препинания не расставлены).
а) Мы мальчишки собирались иногда группами и шли в лес.
б) Страстный охотник глубоко чувствовал природу.
в) Мы были в музее А. С. Пушкина великого русского писателя.
г) Мне понравилась повесть Н. В. Гоголя “Вий”.
Ответ: б.
IV. Домашнее задание: § 26, упр. 142.