Неопределённо-личные предложения - Односоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Неопределённо-личные предложения - Односоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Односоставные предложения

Урок 36. Неопределённо-личные предложения (§ 33)

Цели урока: научить распознавать неопределённо-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения, разграничивать неопределённо-личные и определённо-личные предложения с обобщённым значением.

I. B начале урока проводим диктант по упр. 189, где учащиеся выделяют окончания глаголов, которыми выражены сказуемые в определённо-личных предложениях.

Учителю важно обратить внимание на то, что придаточные предложения, соединённые одиночным союзом и, не разделяются запятой, как и однородные члены.

Проверка домашнего задания (упр. 184, 185).

II. Объяснение нового материала.

Учащиеся наблюдают материал на с. 107—108, отвечают на вопросы и делают вывод:

а) неопределённо-личные предложения называют действие, совершаемое каким-то неопределённым лицом;

б) главный член неопределённо-личного предложения выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени либо глаголом во множественном числе в прошедшем времени и условном наклонении.

• Чтение теоретического материала на с. 108.

III. Закрепление материала.

1. В упр. 190 учащиеся подчёркивают главный член предложения и указывают, чем он выражен.

2. Перед выполнением упр. 192 на с. 108—109 учитель вместе с учащимися анализирует предложения, записанные на доске.

Из речи пустой мысли не извлечёшь. (Пословица)

Береги честь смолоду. (Пословица)

Вопросы к классу:

— Какие это предложения по структуре, по форме?

Ответ: определённо-личные предложения, называющие действие, которое относится к широкому, обобщённо представленному кругу лиц.

— Как надо понимать термин “обобщённое лицо”?

Ответ: отношение к широкому, обобщённо представленному кругу лиц.

— Какова сфера применения этих предложений?

Ответ: пословицы, поговорки, рекомендации, инструкции, советы, т. е. обращение ко многим.

Из упр. 192 учащиеся выписывают неопределённо-личные предложения, называющие действие, которое относится к широкому, обобщённо представленному кругу лиц.

3. Творческое задание.

Составьте рекомендации на одну из тем: “Как испечь праздничный пирог”, “Как пользоваться компьютером”.

4. Для самостоятельной работы.

— Спишите, обозначьте, какой формой глагола выражено сказуемое в неопределённо-личных предложениях. Подчеркните переходные глаголы одной чертой, непереходные — двумя.

1) Мудрого и без слов узнают. 2) (Не)всякий гриб в лукошко кладут. 3) Знай больше, да говори мен..ше. 4) Хлеб-соль еш(?), а правду реж(?). 5) Умную голову почитают (с)молоду. 6) С людьми с..ветуйся, а своего ума (не)теряй. 7) Друга на деньги (не)куп..шь. 8) В лес дров (не)возят. 9) Рваным нев..дом рыбу (не)лов..т. 10) Лёжа хлеб (не)добуд..шь. 11) От хлеба-соли (не)отказываются.

Тестовые задания

1. Укажите неопределённо-личное предложение.

а) Вечер прохладен и светел.

б) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык.

в) Пахло милым тлением осени.

г) Там под горой пасут овец одна другой жирнее.

Ответ: г.

2. Найдите определённо-личное предложение.

а) Не спешите отправляться в путь.

б) Нет дыма без огня.

в) Егорушке дали ложку.

г) В книге ищи не буквы, а мысли.

Ответ: г.

3. Укажите форму глагола, которая не может быть сказуемым в неопределённо-личном предложении.

а) попросили

б) люблю

в) напишут

г) распрямляют

Ответ: б.

IV. Домашнее задание: § 33, упр. 191; просмотреть и принести на следующий урок инструкции по эксплуатации (компьютера, телевизора, пылесоса, электроплиты и др.); принести тетрадь по физике или химии с описанием одного из опытов.






Для любых предложений по сайту: [email protected]