Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них - Обособленные члены предложения - Простое осложнённое предложение - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них - Обособленные члены предложения - Простое осложнённое предложение - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Простое осложнённое предложение

Обособленные члены предложения

Уроки 64, 65. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них (§ 50)

Урок 64. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них (§ 50)

Цели урока: познакомить учащихся с правилами обособления приложений (постпозиция по отношению к определяемому слову, личное местоимение или имя собственное в роли определяемого слова, дополнительное обстоятельственное значение), научить их распознавать приложение, нуждающееся в обособлении, выделять на письме обособленные приложения, объяснять условия обособления, объяснять использование тире для выделения приложения, включать распространённые приложения в заданную речевую ситуацию, правильно расставлять знаки препинания.

I. Повторение материала по теме “Обособленные определения”.

Распространите данные определения, сделайте их обособленными, составьте с ними предложения.

1) Накалённый воздух. 2) Озарённый лес. 3) Показавшееся солнце. 4) Посаженные деревья. 5) Отдохнувшие путники.

II. Объяснение нового материала.

Учащиеся наблюдают материал на с. 171 —172, отвечают на вопросы, делают выводы об обособлении приложений. Читают правила на с. 172. Учитель знакомит учащихся с таблицей “Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями”.

Выделяются запятыми

Примеры

1. Любые приложения (независимо от степени их распространённости и местоположения), если они относятся к личному местоимению

Оно, “Слово...”, по своей поэтической мощи не имеет ничего равного в древней русской литературе.

2. Распространённые приложения, если они стоят после определяемого существительного

Сестра, студентка второго курса мединститута, уже даёт советы соседской старушке.

3. Приложения, стоящие перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и др.)

Смелый охотник, хорёк нападает на животных и крупнее его.

4. Распространённые приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяемого слова — существительного собственного.

Исключение: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу и в произношении

Тренером команды назначен Лучников, бывший нападающий.

Вскочил Иван-царевич на лихого коня да и был таков.

5. Обособляются приложения с союзом как, если имеют оттенок причинности.

Не обособляются приложения, если союз как имеет значение “в качестве” или приложение с союзом как характеризует предмет с какой-либо одной стороны

Как истинный поэт, Некрасов любим своим народом.

Все знали Женю как надёжного друга.

III. Закрепление материала.

1. В упр. 307 на с. 173 записывают предложения, выделяя запятыми обособленные приложения.

2. Выборочный диктант. Из упр. 308 учащиеся выписывают предложения с обособленными приложениями.

3. Предупредительный диктант.

ЛОМОНОСОВ

Михаил Васильевич Ломоносов, отец русской науки, — один из тех людей, которыми гордится всё культурное человечество.

М. В. Ломоносову, разносторонне образованному и крайне трудолюбивому, принадлежат многие великие открытия.

Но иноземные учёные, особенно немецкие, всячески травили Ломоносова и принижали значение его открытий. Президент Академии наук, по фамилии Шумахер, три года задерживал присвоение Ломоносову звания профессора.

Ни одна отрасль человеческих знаний, даже производство стекла, не была оставлена Ломоносовым без внимания.

Газовая оболочка планеты Венеры, или её атмосфера, была впервые обнаружена Ломоносовым.

Мозаические картины Ломоносова, например “Полтавская баталия”, сохранились до сих пор.

Московский университет носит имя Ломоносова, как основателя университета и первого русского учёного.

Тестовые задания

1. Укажите предложение с приложением, не требующим обособления (знаки препинания не расставлены).

а) Хозяин сакли Саде был человек лет сорока.

б) Со старшей Верочкой меня связывала долгая дружба.

в) Дети разных народов мы мечтою о мире живём.

г) Яркая иволга обитательница леса даёт знать о своём прибытии звучным свистом.

Ответ: а.

2. Отметьте предложения, где необходимо обособить приложение.

а) Его знают как командира строительного отряда.

б) Лётчик простой белобрысый парень кивнул головой и улыбнулся.

в) Пришёл январь месяц крепких морозов.

г) Одинокий юноша бродил вдоль реки Яузы.

Ответ: б, в.

3. Укажите предложение, в котором оборот с союзом как следует обособить.

а) Это событие следует рассматривать как исключительный случай.

б) Я люблю тебя как мать.

в) Костюм сидел как мешок.

г) Вы как инициатор должны играть главную роль.

Ответ: г.

IV. Домашнее задание: учить правила на с. 172 (§ 50), выполнить упр. 310.

Урок 65. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них (продолжение темы)

I. Проверка домашнего задания.

Первый ученик рассказывает правила обособления приложений. Второй ученик читает составленные предложения из упр. 310. Класс рецензирует их ответы.

II. Закрепление материала.

В тексте, записанном на доске, учащиеся расставляют знаки препинания, графически обозначают обособленные приложения.

СЕМЬЯ МАКОВСКИХ

Владимир Егорович Маковский родился и вырос в Москве в семье где всё жило и дышало искусством.

Его отец Егор Иванович человек умный образованный и богато одарённый на свои скромные сбережения составил значительное собрание редких высокохудожественных картин. Мать художника Любовь Корниловна обладала чудесным редким по силе и красоте голосом. Беседы об искусстве рассказы о знаменитых мастерах прошлого посещение мастерских художников изучение гравюр были первой школой для детей Егора Ивановича которые все впоследствии стали известными художниками.

(Г. Друженкова)

III. Учитель сообщает учащимся, что обособленные приложения могут выделяться при помощи тире, если им придаётся большое значение, и при произнесении, если они отделяются от определяемого слова большей паузой. Учащиеся читают теоретический материал и примеры на с. 172, анализируют предложения.

1) Вдохновение — непонятное состояние, предел мечтаний художников и поэтов — длилось дни, недели, месяцы.

2) Снова с прежним волнением Кипренский начал работать над портретом князя Голицына — одним из самых поэтических полотен русской живописи.

(К. Паустовский)

IV. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 309 учащиеся читают отрывки из стихотворений, указывают распространённые приложения (устно). Объясняют использование тире.

2. Творческая работа по упр. 313. Восьмиклассники составляют предложения, в которых для характеристики учёного употребляют в качестве приложений слова и словосочетания из материла для справок.

Тестовые задания

1. Найдите ошибку в оформлении приложения.

а) Путь мой шёл мимо Бердской слободы — пристанища пугачёвского.

б) Какая-то ненатуральная зелень — творение беспрерывных дождей — покрывала сетью поля.

в) На маяке жил только сторож — старый глухой швед, бывший шкипер.

г) Один из ссыльных — Патрушев бывший крымский прокурор, вызывающе воскликнул...

Ответ: г.

2. Отметьте пару знаков препинания, которые следует выбрать для оформления обособленных членов.

Сто семнадцать бойцов и командиров остатки потрепанного в боях полка шли колонной.

а) 1 — запятая, 2 — запятая

б) 1 — запятая, 2 — тире

в) 1 — тире, 2 — запятая

г) 1 — двоеточие, 2 — тире

Ответ: а.

3. Найдите предложения, в которых приложение необходимо обособить.

а) Свой путь в науку он начал как участник экспедиции.

б) Норка ценный пушной зверёк разводится в питомниках.

в) Пушкин известен всему миру как гениальный поэт.

г) Уроженец Тамбова Николай снова приехал в свой родной город.

Ответ: б, г.

V. Домашнее задание: упр. 312.






Для любых предложений по сайту: [email protected]