Назначение обращения. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении - Обращение - Слова, грамматически не связанные с членами предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Назначение обращения. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении - Обращение - Слова, грамматически не связанные с членами предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Обращение

Урок 77. Назначение обращения. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении (§ 55—57)

Цели урока: 1) познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания), 2) научить подбирать примеры, иллюстрирующие назначение обращений, 3) развить умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, обнаруживать обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать обращение и подлежащее, 4) научить использовать распространённые обращения в речи.

I. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

II. Лингвистическая разминка.

Словарный диктант

Акация, ассортимент, витрина, искусство, кутюрье, металл, предшественник, соотечественник, терраса, компаньон, аромат, поликлиника.

III. Объяснение нового материала.

Учащиеся наблюдают материал на с. 195, отвечают на вопросы, рассматривают таблицы, проецируемые на доске.

Обращение — это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь.

Таблица 1

Особенности

Примеры

1. Имеет форму И. п., произносится с особой, звательной интонацией

Георгий, не забывайте нас.


2. Различаются нераспространённые и распространённые обращения

Берёза (нераспростр.), о тебе я в тропических чащах скучал.

Берёза родная (распростр.), со стволом серебристым, о тебе я в тропических чащах скучал. (К. Бальмонт)

3. В разговорной речи выражено одушевлёнными существительными, прилагательными или причастиями (в значении существительных).

В художественной речи могут быть неодушевлёнными существительными

Отпусти ты, старче, меня в море! (А. Пушкин)

Что ты рано в гости, осень, к нам пришла. (А. Плещеев)

4. Может стоять в начале, середине и в конце предложения

Папа, приезжай скорей.

Сегодня, дети, пойдём в музей.

Соберите, пожалуйста, тетради, дежурные.

Таблица 2

Знаки препинания при обращении

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с особым чувством, то отделяется восклицательным знаком, а предложение начинается с прописной буквы:

Если перед обращением стоит частица о и сливается с ним в произношении, то запятой она от него не отделяется:

Как ты красив, о лес, в убранстве осени!

Москва! Москва!

Люблю тебя как сын.

В упр. 342 рассматривают таблицу 3 “Назначение обращений”, готовят по трём таблицам связный рассказ об обращении, используют теоретический материал на с. 195—197.

IV. Закрепление материала.

1. В упр. 343 списывают предложения, расставляя знаки препинания, над обращением пишут букву О.

2. Упр. 344 выполняют устно, читают предложения, интонационно выделяют обращения.

3. Творческая работа по упр. 346. Составляют 3—4 предложения на тему “Моё любимое дерево”, используя распространённые обращения.

4. Самостоятельная работа по упр. 348.

5. Объяснительный диктант.

Мать Россия моя,

с чем тебя мне сравнить?

Без тебя мне не петь,

без тебя мне не жить.

Ты, Россия моя, золотые края,

ты, Россия, родная, заветная!

За твою широту,

за твою красоту

я люблю тебя, Родина светлая!

(С. Островой)

Задание: над обращением надпишите букву О, укажите распространённые обращения.

Тестовые задания

1. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).

а) Ты с басом Мишенька садись против альта.

б) Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев и барская любовь.

в) Стихнут ветры перестанут бури.

г) Снеговые горы начинали скрываться в лиловом тумане.

Ответ: а.

2. Найдите ошибку в оформлении обращения.

а) Цвети, Отечество святое.

б) Ты помнишь ли былое, Неман?

в) Широко, ты степь, пораскинулась, к морю Чёрному понадвинулась.

г) Друзья, друзья! Теснее в круг сомкнёмся!

Ответ: в.

а) О жизнь моя как ты мне дорога!

б) Сыпь ты черёмуха снегом.

в) Распахни мне объятья свои густолистый развесистый лес!

г) Мы старые друзья с тобою ветер.

Ответ: а, в.

V. Домашнее задание: а) учить правила на с. 195— 197, 198 (§ 55—57); б) выполнить упр. 347.






Для любых предложений по сайту: [email protected]