Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой
Употребление обращений - Обращение - Слова, грамматически не связанные с членами предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Слова, грамматически не связанные с членами предложения
Обращение
Урок 78. Употребление обращений (§ 58)
Цели урока: 1) научить использовать обращения в речевых ситуациях: разговор по телефону, поздравление, деловое письмо; 2) сформировать умение определять речевой контекст использования разных видов обращений, включать обращения в собственную речь; 3) учить распознавать обращения в тексте, правильно расставлять выделительные знаки препинания при обращениях, определять способ выражения обращений, интонационно правильно произносить предложения с обращениями, определять текстообразующую роль обращений.
I. Проверка домашнего задания.
Учащиеся читают примеры употребления разных обращений из произведений художественной и публицистической литературы. Один из учеников рассказывает о знаках препинания при обращении.
II. Повторение. Запись предложений под диктовку с объяснением постановки знаков препинания.
1) Опять я ваш, о юные друзья. (А. Пушкин) 2) Здравствуй, солнце да утро весёлое! (И. Никитин) 3) О Волга, колыбель моя! (Н. Некрасов) 4) Начинай серенаду, скворец! (Н. Заболоцкий) 5) Рисуй, художник вдохновенный, картины родины моей. (С.Дрожжин)
Рекомендации учителю: обратить внимание на постановку знаков препинания при однородных обращениях (однородные обращения, соединённые союзом и или да, запятой не разделяются).
III. Объяснение нового материала.
Учитель сообщает учащимся, что в каждом языке есть своя система обращений. Естественная форма русского обращения к взрослому знакомому и незнакомому собеседнику — по имени и отчеству. Иностранцы отчества не используют.
• Учащиеся читают теоретические сведения (§ 58, с. 199 учебника).
IV. Закрепление материала.
1. В упр. 349 восьмиклассники записывают варианты обращения к своему адресату в письме. Учитель рекомендует использовать слова, данные в рамке на с. 199 (милый, дорогой, уважаемый, родной, любимый).
2. Упр. 350 учащиеся выполняют устно, называют возможные обращения в разговоре по телефону. Рекомендации учителю: обратите внимание учеников на интонацию при обращении к разным людям.
3. В упр. 351 учащиеся устно описывают ситуации возможного использования в качестве обращений разных форм имени.
4. Творческая работа по упр. 355 (учащиеся пишут поздравление близкому человеку или официальному лицу, соблюдая следующую последовательность: обращение, повод, пожелания).
V. Домашнее задание: а) сделать упр. 352, 353 (по выбору учащихся); б) найти в стихотворениях А. С. Пушкина по два предложения, в которых использованы обращения к разным людям.