Цитата - Чужая речь - Слова, грамматически не связанные с членами предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Цитата - Чужая речь - Слова, грамматически не связанные с членами предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Чужая речь

Урок 93. Цитата (§ 72)

Цели урока: 1) познакомить со способами введения цитаты в авторский текст, правилами пунктуационного оформления цитат, научить определять текстообразующую роль цитаты, обнаруживать в комментирующей части слова, указывающие на характер речи, 2) научить распознавать цитаты в тексте, вводить цитату в авторский текст разными способами: как составную часть и как предложение с прямой речью, использовать цитаты в речи, исправлять речевые недочёты при цитировании, цитировать стихотворный текст, использовать цитаты в заданной речевой ситуации.

I. Проверка домашнего задания.

Восьмиклассники читают выдуманные рассказы (упр. 420, 421), класс рецензирует, отмечает недочёты.

II. Словарный диктант.

Перрон, терраса, преемник, монолог, предшественник, современник, просветительство, металл, компаньон, классический, мультимедийный, импровизация, видеокамера, кандидат, фейерверк, гармония.

III. Повторение. Проецируется текст с пропущенными знаками препинания.

Задание: перепишите текст, расставляя знаки препинания. Объясните знаки препинания при прямой речи.

А как ваше здоровье? Слава Богу не пожалуюсь сказал Собакевич. И точно не на что было жаловаться скорее железо могло простудиться и кашлять чем этот на диво сформованный помещик. Да вы всегда славились здоровьем сказал председатель и покойный ваш батюшка был тоже крепкий человек. Да на медведя один хаживал отвечал Собакевич. Мне кажется однако ж сказал председатель вы бы тоже повалили медведя если бы захотели выйти против него. Нет не повалю отвечал Собакевич покойник был меня покрепче.

(Н. Гоголь)

IV. Объяснение нового материала по таблице.

Цитаты — это дословные (точные) выдержки из высказываний и сочинений кого-либо. Приводятся для подтверждения или пояснения своих мыслей.

Цитаты и знаки препинания при них

1. Цитаты могут стоять при словах автора (представляют собой прямую речь — знаки препинания такие же, как и в предложениях с прямой речью)

В. Г. Белинский писал: “Русский язык необыкновенно богат”.

2. Можно цитировать и часть предложения (цитата выделяется кавычками, но пишется со строчной буквы)

К. Г. Паустовский говорил, что “для всего в русском языке есть великое множество хороших слов”.

3. Если цитируется фраза не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие

М. В. Ломоносов считал: “Язык, которым Российская держава великой части света повелевает... ни единому европейскому языку не уступает”.

4. Если цитируется стихотворный текст (строки и строфы подлинника соблюдаются), то кавычки не ставятся

У Л. Татьяничевой есть красивые строки о Родине: И в самом обычном наряде Мила ты, Отчизна, до слёз. К лицу тебе русые пряди Твоих ненаглядных берёз.

Учащиеся анализируют примеры, данные в таблице, наблюдают материал на с. 237 (§ 72), читают правила в учебнике на с. 237, 239.

V. Тренировочные упражнения.

1. Упр. 422 выполняют устно, учитель обращает внимание на то, как читают ученики, ребята оценивают чтение одноклассников.

2. Выборочный диктант по упр. 423. Учащиеся выписывают предложения с цитатами.

3. Речевая разминка по упр. 426. Учащиеся анализируют отрывки из ученических сочинений, вносят необходимые исправления, учатся включать цитаты в текст.

4. Самостоятельная работа по упр. 425. Проверяется умение восьмиклассников вводить цитаты в текст.

5. Диктант “Проверь себя”.

Антон Павлович Чехов в своих письмах утверждал, что “краткость — сестра таланта”, что “язык должен быть прост и изящен”.

“Нет сомнений, — говорил Тургенев при открытии памятника Пушкину в Москве в 1880 году, — что он [Пушкин] создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остаётся только идти по пути, проложенному его гением”. “Начиная с Пушкина, наши классики создали тот „великий, прекрасный язык“, служить дальнейшему развитию которого Тургенев умолял Льва Толстого” — так оценивал А. М. Горький значение литературы. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Белинский назвал “энциклопедией русской жизни”.

Тестовые задания

1. Какое предложение с цитатой оформлено верно?

A) Лев Толстой писал, что “музыка — высшее в мире искусство”.

Б) “Музыка — высшее в мире искусство”, считал Лев Толстой.

B) Лев Толстой утверждал: “Что музыка — высшее в мире искусство”.

Г) Лев Толстой утверждал — “музыка — высшее в мире искусство”.

Ответ: А.

2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

а) А. С. Пушкин писал: “Критика — наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы”.

б) “Мудрёно пишут только о том, чего не понимают”, утверждал В. Ключевский.

в) М. Горький призывал не быть равнодушным, “ибо равнодушие смертоносно для души человека”.

г) Своё восхищение осенней природой А. С. Пушкин высказал в следующих строках:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса...

Ответ: б.

3. Найдите неправильный способ цитирования.

а) А. Т. Твардовский говорил: “Кроме смеха гневного, саркастического и непрощающего — есть ещё смех радости, дружеской благожелательности, весёлого и безобидного озорства”.

б) А. Т. Твардовский говорил, что “кроме смеха гневного, саркастического и непрощающего — есть ещё смех радости...”

в) А. Т. Твардовский говорил, что “кроме смеха гневного — есть ещё смех радости”.

г) А. Т. Твардовский говорил, что смех может быть не только “гневным, саркастическим и непрощающим, “есть ещё смех... озорства”.

Ответ: г.

VI. Домашнее задание: учить правила на с. 237, 239; сделать упр. 424 (устно), 427 (письменно).






Для любых предложений по сайту: [email protected]