Синтаксис и культура речи - Повторение и систематизация изученного в VIII классе

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Синтаксис и культура речи - Повторение и систематизация изученного в VIII классе

Повторение и систематизация изученного в VIII классе

Урок 100. Синтаксис и культура речи (§ 75)

Цели урока: познакомить учащихся с содержанием понятия “культура речи”, особенностями взаимосвязи синтаксиса и культуры речи, научить правильно употреблять форму зависимого слова при управлении, правильно строить предложение с деепричастным оборотом, пользоваться синтаксическими синонимами для избежания повторов.

I. Анализ изложений, работа над ошибками.

II. Знакомство учащихся с содержанием понятия “культура речи”. Учащиеся читают упр. 443, отвечают на вопрос, что такое культура речи.

III. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 445 учащиеся выписывают из материала “Для справок” словосочетания с нарушением норм управления, в третьей колонке записывают те же словосочетания в исправленном виде.

2. Далее восьмиклассники записывают свои примеры словосочетаний в каждую колонку с комментариями.

3. Самостоятельная работа.

На доске записаны предложения с ошибками. Учащиеся находят ошибки в управлении, записывают предложения в исправленном виде.

1) Тренер ук..зал о том, что некоторые ребята не являются на занятия. 2) Погода благоприятствовала для лыжных соревнований. 3) Фильм доставил для меня большое удовольствие. 4) В этом завис..т всё дело. 5) Петя об..снил о причине опоздания на урок. 6) Петю нельзя убедить о том, что надо учиться.

4. В упр. 446 учащиеся строят предложения с деепричастным оборотом, находят предложения с ошибками, записывают их в исправленном виде.

5. Конструирование предложений по вариантам. Предложения записаны на доске.

I вариант

Укажите ошибки в употреблении деепричастных оборотов, перестройте предложения и запишите в исправленном виде.

1) Некрасову в Петербурге жилось трудно, постоянно голодая и не имея жилья.

2) Подъезжая к дому, пошёл сильный дождь.

3) Выйдя из университета инженерами, пути их разошлись.

4) Проснувшись поутру, мне стало холодно.

5) Не прекращая машина буксовать, вся тряслась и рычала.

II вариант

Найдите ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов. Запишите предложения в исправленном виде.

1) Задание, выполняющееся нами, совсем не трудное.

2) Ребята усиленно готовились к вечеру, состоявшему через неделю.

3) Обе команды, играющие во вчерашнем матче, состояли из учеников нашей школы.

4) Спустя несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших у него дрова.

5) Сделанный доклад Серёжей о жизни А. С. Пушкина мы слушали с большим интересом.

Тестовые задания

1. Найдите ошибку в управлении:

а) заплатить за квартиру

6) оплатить за билет

в) внушать страх противнику

г) вселять страх в противника

Ответ: б.

2. Найдите словосочетания, в которых допущена ошибка в употреблении предлога и падежа существительного:

а) ругать за беспечность

б) вопреки угрозы

в) согласно предписания

г) вследствие распада

д) радоваться успехам

е) осудить на казнь

Ответ: б, в.

3. Укажите предложения с ошибками в употреблении деепричастных оборотов.

а) Подъезжая к деревне, собаки залаяли.

б) Укладываясь на ночлег, шумно кричат грачи.

в) Забыв о разладе, соседи мирно разговорились.

г) Перебравшись в город, улучшились условия быта.

д) Встречаясь со взрослыми, здоровайся первым.

Ответ: а, г.

IV. Домашнее задание: выполнить упр. 448.






Для любых предложений по сайту: [email protected]