Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Грамматическая основа предложения - ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: закреплять изученное о предложении; уточнить понятие о грамматической (предикативной) основе предложения; показать взаимосвязь подлежащего и сказуемого; дать понятие об односоставных и двусоставных предложениях; воспитывать культуру речи.
Планируемые результаты: знание признаков предложения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, отличать односоставные предложения от двусоставных, находить грамматическую основу предложений, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Упр. 72 — чтение и анализ сочинений.)
III. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 45).)
2. Слово учителя
Нам встретилось новое для вас словосочетание — предикативная основа. Предикативный — отнесённый к действительности, который сообщает что-либо. То, что сообщается, предстаёт в определённом времени: прошедшем, настоящем или будущем. Предикативность — ключевой признак предложения. Она проявляется в наклонении: сообщается о реально осуществляемом в определённом времени (изъявительное), о требуемом (повелительное), о желаемом, возможном (условное).
В предложении, которое мы только что рассматривали (Ветер поднимается), сообщается о факте действительности, происходящем в настоящее время. Всё остальное (второстепенные члены) — лишь уточнение, которое не может существовать без главного — грамматической основы, формирующей предложение.
Сравним слово вечер и предложение Вечер... Предикативность предложения Вечер... с помощью интонации передаёт факт действительности, а кроме того, определённое настроение. Слово же вечер лишь потенциально обладает способностью передать этот факт, слово в данном случае нейтрально. Мы понимаем, что в предложении Вечер... речь идёт о настоящем времени (глагол быть в настоящем времени не употребляется, зато он есть во многих других европейских языках). Мы можем употребить прошедшее или будущее время (Был вечер... Будет вечер...), и тогда глагол-сказуемое проявляется.
По каким признакам можно выделить грамматическую основу, если в предложении отсутствует один из главных членов?
Признаки выделения грамматической основы следующие.
1) В грамматическую основу обязательно входит глагол в каком-либо наклонении.
2) Один из членов грамматической основы занимает независимую позицию: не зависит по своим формам от других членов предложения.
3) Вспомогательный глагол или глагол-связка в форме какого- либо наклонения образует с самостоятельным словом один член предложения.
Например: Могу помочь тебе. Подлежащее отсутствует, но подразумевается (Я). Основа односоставная. Глагол в форме наклонения — могу. Этот глагол имеет вспомогательное, модальное (выражает значение возможности) значение, не зависит от других членов предложения. С ним связан по смыслу глагол в начальной форме помочь. С этим синтаксически самостоятельным словом глагол могу образует один член грамматической основы — сказуемое (могу помочь).
Что делать, если в предложении отсутствует и глагол?
Например: Летом и ночью светло. Наречие светло не зависит от других членов предложения, значит, входит в грамматическую основу. Глагол-связка отсутствует, что показывает на настоящее время, но связка появляется в будущем или прошедшем времени (Летом и ночью будет светло. Летом и ночью было светло). В этом примере глагол-связка нулевая. Чтобы выявить её, надо изменить время действия: Легко на сердце (было, будет).
3. Работа по учебнику
1. Упр. 73 — устное выполнение, грамматические разборы на доске.
2. Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 46).
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 74 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение, разбор слова по составу.
Комментарии
Односоставное только одно предложение — последнее.
2. Упр. 75 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
3. Упр. 76 — чтение текста, пересказ по заданию.
2. Словарная работа
— Запишите в словарик слова из рамок (с. 46, 47).
— Составьте с этими словами предложения.
V. Подведение итогов урока
— Чем предложение отличается от словосочетания и слова?
— Как определить главные члены предложения?
— По какому признаку различаются односоставные и двусоставные предложения?
Домашнее задание
1. § 13.
2. Упр. 76.