Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Неопределённо-личные предложения - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: дать понятие о неопределённо-личных предложениях; учить находить в них главный член и определять способ его выражения, употреблять неопределённо-личные предложения в речи; развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь.
Планируемые результаты: знание особенностей неопределённо-личного предложения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выделять главный член в неопределённо-личном предложении, понимать значение такого предложения, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Упр. 188 — чтение и обсуждение сочинений.
2. Упр. 189 — подготовленный диктант, выполнение задания.
III. Актуализация знаний
— Определите формы глаголов в предложениях (устно).
Трудно дело птицелова:
Заучи повадки птичьи,
Помни время перелётов,
Разным посвистом свисти.
Дунет он в манок сосновый,
И свистит манок сосновый,
На сосне в ответ синицы
Рассыпают бубенцы.
Э. Багрицкий
В полях под снегом и дождём,
Мой милый друг, мой нежный друг,
Тебя укрыл бы я плащом
От зимних вьюг, от зимних вьюг.
Р. Бернс
IV. Работа по теме урока
1. Слово учителя
В определённо-личных предложениях легко определить действующее лицо с помощью глагола-сказуемого. Само название подобных предложений подсказывает: в них можно определить лицо, и притом только одно.
В неопределённо-личных предложениях действующее лицо тоже можно восстановить, но оно будет неопределённым.
В дверь постучались (мы, вы, они).
Важно само действие, а не лицо, которое его производит.
2. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений, определения неопределённо-личных предложений (с. 107, 108).)
V. Закрепление изученного материала
1. Практическое задание
— Определите вид односоставных предложений. Укажите, чем выражены главные члены в них.
1) Любишь кататься — люби и саночки возить. 2) Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. 3) После драки кулаками не машут. 4) На сердитых воду возят.
2. Работа по учебнику
1. Упр. 190 — комментированное письмо, обсуждение вопроса, выполнение задания, морфемный разбор на доске.
2. Упр. 192 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.
3. Распределительный диктант
— Запишите односоставные предложения — строки из стихотворений — в два столбика: определённо-личные и неопределённо-личные.
...И на обломках самовластья
Напишут наши имена! (Неопределённо-личное.)
А. Пушкин
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю! (Определённо-личное.)
М. Лермонтов
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан. (Определённо-личное.)
А. Пушкин
Дни поздней осени бранят обыкновенно... (Неопределённо-личное.)
А. Пушкин
Не уходи, побудь со мною! (Определённо-личное.)
А. Пойгин
VI. Подведение итогов урока
— Какие предложения называются неопределённо-личными?
— В чём их отличие от определённо-личных предложений?
Домашнее задание
1. § 33.
2. Упр. 191.
3. Принести на урок любую инструкцию (по эксплуатации мобильного телефона, компьютера, кухонного комбайна, стиральной машины и т. д.).