Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Инструкция - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: дать понятие об инструкции, особенностях этого жанра; развивать навыки создания текстов официально-делового стиля.
Планируемые результаты: знание особенностей инструкции как жанра официально-делового стиля; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, писать тексты-инструкции, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Лингвистическая разминка
— Подберите синонимы к слову кроткий. (Незлобивый, уступчивый, покорный, робкий, безответный, тихий.)
Дополнительное задание: найти паронимы (слова, сходные по звучанию) к слову кроткий. (Краткий, короткий.)
III. Проверка домашнего задания
(Упр. 191 — чтение неопределённо-личных предложений из художественных произведений.)
IV. Работа по теме урока
Слово учителя с элементами беседы
Приходилось ли вам читать инструкции и руководствоваться ими? Большинство ответят утвердительно. При обилии разнообразной техники, при всё возрастающих темпах жизни мы вынуждены очень часто обращаться к инструкциям, которые помогают нам сориентироваться в море информации, понять, как пользоваться новыми гаджетами и прочей техникой.
Всегда ли инструкции соответствуют нашим ожиданиям, всегда ли помогают нам? Это зависит от того, насколько качественно написана инструкция. Инструкция — один из многочисленных жанров официально-делового стиля, среди которых законы, договоры, распоряжения, рецепты, анкеты, заявления... Эти жанры служат для информирования, ходатайства, выполняют предписывающую функцию, форма их в основном письменная.
— Что может объяснять, регламентировать инструкция? (Должностная инструкция — права и обязанности работника, техническая — устройство механизма и способы безопасного обращения с ним, инструкция по эксплуатации — алгоритм работы с устройством или предметом и т. д.)
— Как вы считаете, каким требованиям должна отвечать инструкция? (Инструкция должна быть составлена логично: отражать последовательность действий, которые должен совершать пользователь, чтобы достичь определённого результата.)
Инструкция должна быть по возможности доступной, понятной, простой, за исключением случаев, когда речь идёт о специальных технологических инструкциях, предназначенных для специалистов-профессионалов.
Наконец, инструкция должна быть краткой, чтобы человек прочитал и усвоил рекомендации с первого-второго раза.
Каждый новый абзац в инструкции — новый шаг, призыв к действию, поэтому при написании инструкции активно используются глаголы в форме повелительного наклонения.
Сегодня мы попытаемся не только прочитать и проанализировать инструкцию, но и создать её самостоятельно.
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 193 — обсуждение вопросов и заданий, комментированное письмо.
2. Упр. 194 — чтение и обсуждение принесённых инструкций, самостоятельное составление инструкций с последующим обсуждением.
3. Упр. 195 — чтение и обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение, грамматические разборы на доске.
4. Упр. 196 — самостоятельное выполнение.
2. Словарная работа
— Запишите в словарик слова из рамки (с. 109).
— Составьте с этими словами несколько словосочетаний.
VI. Подведение итогов урока
— Что входит в понятие инструкция?
— Каким требованиям должна отвечать инструкция?
Домашнее задание
Упр. 197, 198 (по выбору).