Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Косвенная речь. Прямая речь - ЧУЖАЯ РЕЧЬ - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: вырабатывать навыки постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, навыки правильной интонации в таких предложениях, конструирования комментирующей части предложения; показать способы составления схем предложений; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, речь; воспитывать бережное отношение к языку.
Планируемые результаты: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять предложения с прямой и косвенной речью, составлять схемы предложений с прямой речью, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Лингвистическая разминка
— Запишите словосочетания, объясните правописание гласных в корнях слов.
Постилать скатерть, поджигать хворост, разровнять землю на грядке, непромокаемый плащ, выгореть дотла, вырастить урожай, высказать предположение, каста неприкасаемых, отблески зарниц, блистательная эрудиция.
III. Проверка домашнего задания
(Упр. 403 — чтение и обсуждение составленных предложений.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
1. Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 228).
2. Упр. 405 — анализ текста.
3. Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений, правила, теоретических сведений (с. 230—232).
2. Составление таблицы “Схемы предложений с прямой речью”
К — комментирующая часть.
П — прямая речь.
Схема |
Пример |
К: “П”. |
Фотограф пошутил: “Сейчас вылетит птичка”. |
К: “П!” |
Прозвучала команда: “На старт!” |
К: “П?” |
Она тихо произнесла: “Можете ли вы простить меня?” |
“П”, — к. |
“Лесть и трусость — самые большие пороки”, — громко промолвила Ася. |
“П!” — к. |
“Внимание!” — вдруг раздался голос из динамиков. |
“П?” — к. |
“Который час?” — спросил прохожий. |
“П, — к, — п”. |
“Мы решили, — продолжал заседатель, — с вашего дозволения остаться здесь ночевать”. |
“П! — к. — П”. |
“Вот это приключение! — воскликнул Том. — Об этом я и мечтал”. |
“П? — к. — П”. |
“А что же главный герой? — подумает читатель. — Хотелось бы узнать, что с ним случится дальше”. |
“П, — к. — П”. |
“Моя работа кончена, Паоло, — сказал он мне однажды. — Береги себя и возвращайся домой”. |
(Можно попросить учеников устно привести свои примеры разных предложений с прямой речью.)
Комментарии
Этими схемами не исчерпываются варианты таких предложений. Например, восклицательный и вопросительный знаки могут стоять в обеих частях прямой речи, разорванной комментирующей частью.
3. Слово учителя. Трудные случаи предложений с прямой речью (факультативно)
Прямая речь бывает разорвана комментирующей частью, которая включает два глагола со значением речи, относящихся к разным частям прямой речи. В этих случаях знаки ставятся таким образом.
“Вы так добры, сэр, — пробормотала она и добавила: — Благодарю вас!”
Схема предложения: “П, — к и к: — П!”
V. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
1. Упр. 406 — устное выполнение.
2. Упр. 407 — комментированное письмо.
3. Упр. 408, 409 — устное выполнение.
4. Упр. 411 — самостоятельное выполнение.
VI. Подведение итогов урока
— Как оформляется на письме прямая речь?
Домашнее задание
1. § 68, 69.
2. Упр. 406, 410.