Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Цитата - ЧУЖАЯ РЕЧЬ - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: дать понятие цитаты как особой формы чужой речи; учить правильно цитировать высказывания; формировать умение вводить в речь цитаты; закреплять пунктуационные и орфографические правила; развивать устную речь; обучать навыкам выразительной речи.
Планируемые результаты: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать цитаты в устной и письменной речи, применять правила постановки знаков препинания при цитатах, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Лингвистическая разминка
Объяснительный диктант
1) Ни один мускул на его лице не дрогнул. 2) Вы не помните меня, не так ли? 3) Как же нам не веселиться, не грустить от разных бед? 4) Что не сделаешь ради друга! 5) Как ни пытались мы найти разгадку, ничего не получалось.
III. Проверка домашнего задания
(Упр. 419, 420 — чтение и обсуждение сочинений.)
IV. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Цитата — дословная выдержка из какого-либо устного или письменного текста. Цитаты могут быть оформлены в тексте несколькими способами.
Рассмотрим предложение.
Максим Горький писал: “Слово — одежда всех фактов, всех мыслей”.
Это полная, дословная цитата, оформленная как прямая речь. Перестроим предложение.
Максим Горький называл слово одеждой “всех фактов, всех мыслей”.
В этом предложении применено частичное цитирование.
Это далеко не единственные способы цитирования. Цитата может приводиться не полностью, тогда на месте пропущенных слов ставится многоточие.
Максим Горький писал: “Слово — одежда всех фактов...”
Обратим внимание на то, что в случае многоточия за кавычками не нужен никакой знак.
Если в конце цитаты стоят кавычки, относящиеся к цитируемой фразе, то вторые кавычки, закрывающие цитату, не ставятся.
Достоевскому принадлежит знаменитая фраза: “Все мы вышли из гоголевской “Шинели”.
Рассмотрим способы цитирования стихотворного текста.
1) Стихотворный текст, в котором соблюдаются строки и строфы подлинника, часто цитируется без кавычек и отделяется двоеточием.
Светлые чувства выражены М.Ю. Лермонтовым в стихотворении “Молитва”:
С души как бремя скатится,
Сомненья далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
2) Стихотворный текст может цитироваться и в строку.
В стихотворении “19 октября” 1825 года, находясь в ссылке, Пушкин обращается к своим лицейским товарищам: “Друзья мои, прекрасен наш союз! // Он как душа неразделим и вечен...”
Одна стихотворная строка отделяется от другой двумя косыми чертами и пишется с прописной буквы.
3) Особо следует сказать о цитировании в эпиграфах. Цитата в этом случае пишется без кавычек, примыкая к правой стороне листа, а ссылка на автора даётся ниже и тоже примыкает к правой стороне листа:
Друзья мои, прекрасен наш союз! (А. Пушкин)
2. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение правил, материала для самостоятельных наблюдений (с. 237, 239).)
V. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
1. Упр. 421 — устное выполнение, грамматические разборы на доске.
2. Упр. 422 — обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение, грамматические разборы на доске.
3. Упр. 423, 424 — устное выполнение.
4. Упр. 425, 426 — самостоятельное выполнение по вариантам с последующим обсуждением, синтаксический разбор на доске.
5. Упр. 427 — самостоятельное выполнение.
VI. Подведение итогов урока
— Что такое цитата?
— Как оформляют цитаты на письме?
— О каких способах цитирования вы узнали?
Домашнее задание
1. § 72.
2. Упр. 428.
3. Рассмотреть порядок синтаксического и пунктуационного разбора предложений с чужой речью (с. 242, 243).
4. Контрольные вопросы (с. 244).