О ЯЗЫКЕ

Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год

О ЯЗЫКЕ

Урок 1. Русский язык в семье славянских языков

Цели: кратко познакомить с программой 8 класса, с учебником; закреплять понятия о месте русского языка в семье славянских языков, о его основных функциях, его значении как государственного языка и одного из мировых языков; учить понимать высказывания на лингвистическую тему.

Планируемые результаты: понимание места и значения русского языка в семье славянских языков; осознание того, что владение русским языком — важнейший показатель культуры человека; умения самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; формирование стартовой мотивации к изучению предмета.

Ход урока

I. Организационный момент

(Поздравление с началом учебного года, перекличка, знакомство с общей структурой курса 8 класса: три урока в неделю.)

II. Работа по теме урока

1. Знакомство с учебником. Слово учителя

Программа по русскому языку в 8 и 9 классах включает одну большую тему — “Синтаксис и пунктуация”. В этом году мы будем заниматься синтаксисом словосочетаний и простых предложений, а в следующем, выпускном в общеобразовательной школе, — синтаксисом сложных предложений. Так мы переходим от изучения наименьшей единицы языка — фонемы к изучению самой крупной единицы языка — текста.

Для уроков нам, прежде всего, необходим учебник.

— Перелистайте его страницы. Обратите внимание на форзацы, условные обозначения (с. 2), оглавление: определите, что нам предстоит изучить за год. Особое внимание обратите на раздел “Справочные материалы”, в котором содержатся подсказки: как делать различные виды лингвистического разбора, как правильно писать и произносить слова (словарики), а также разобраны трудные случаи орфографии.

— Кто авторы учебника?

— Чем отличается учебник, его оформление от учебника прошлых лет.

Опережающее задание: при выполнении упражнений определить названия произведений, из которых взят тот или иной пример.

(Возможно поощрение: за несколько правильных ответов хорошая оценка).

2. Лекция учителя с элементами беседы. Русский язык в семье славянских языков

На нашей планете насчитывается примерно три тысячи языков. Точное число установить невозможно, так как во многих случаях неясно, самостоятельный это язык или диалект. На одних языках говорят несколько десятков человек (некоторые языки народов Африки, района Гималаев, индейцев Америки), на других — около миллиарда (китайский). Две трети языков не имеют письменности.

Шести языкам присвоен статус международных: они используются в качестве рабочих языков в ООН и ЮНЕСКО (английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский).

Русский язык используется в области международных связей и отношений, науки, культуры, мировой торговли, туризма. На нём говорят многие в близком зарубежье, в бывших республиках Советского Союза, в дальнем зарубежье — в семьях эмигрантов.

Языки мира делятся на семьи. Одна из крупных — индоевропейская семья, в которую входят индийская, иранская, славянская, балтийская, германская, романская, кельтская, греческая, албанская, армянская группы. Например, к германской группе относятся английский и немецкий языки, к романской - французский, румынский, итальянский, испанский.

Русский язык относится к славянской группе. Эта группа делится на три ветви. К западнославянской относятся польский, чешский, словацкий, лужицкий; к южнославянской — старославянский, болгарский, македонский, сербохорватский, словенский; к восточнославянской — русский, украинский, белорусский.

Родство славянских языков проявляется в лексическом составе. Слова, обозначающие, например, родственные отношения (отец, мать, сын, дочь, брат, сестра), звучат одинаково или очень похоже: отец (русск., болг.), отець (укр.), айцец (белорусск.), ojciec (польск.), otec (чешек.).

Восточнославянские языки близкородственные. Они имеют общие древнейшие памятники письменности: “Повесть временных лет”, свод законов “Русская Правда”, “Слово о полку Игореве”.

Разделение древнерусского языка на русский, украинский, белорусский произошло примерно в XIV—XV вв.

Подробнее о судьбе русского языка в семье славянских языков мы узнаем из докладов, которые вы подготовите (см. домашнее задание, упр. 6).

III. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 1 — чтение текста, составление и обсуждение вопросов.

2. Упр. 2, 3 — устное выполнение.

3. Упр. 4 — комментированное письмо, обсуждение вопроса.

IV. Подведение итогов урока

— Каковы функции языка? (Быть средством общения и средством выражения мыслей и чувств.)

— Каково место русского языка в семье славянских языков?

— В каких случаях проявляется функция языка как средства межнационального общения?

— Каковы причины распространения русского языка?

— Какие факты подтверждают важное международное значение русского языка?

Домашнее задание

Упр. 2 (устно), 5, 6 (работа в группах).






Для любых предложений по сайту: [email protected]