РЕЧЬ - ЯЗЫК И РЕЧЬ. ПРАВОПИСАНИЕ И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год

РЕЧЬ - ЯЗЫК И РЕЧЬ. ПРАВОПИСАНИЕ И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Урок 2. Разновидности речи. Стили речи

Цели: обобщить и систематизировать знания о разновидностях речи, о стилях речи; развивать навыки монологической речи.

Планируемые результаты: знание разновидностей и стилей речи; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, различать разновидности и стили речи, объяснять языковые явления и процессы; формирование мотивации к изучению предмета.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Упр. 2 — рассказ по рисунку.

2. Упр. 5 — пересказ текста, сообщения о русских лингвистах.

III. Работа по теме урока

1. Актуализация знаний

— Какова главная функция языка? (Быть средством общения.)

— Как вы думаете, чем различаются понятия язык и речь*? (Речь — язык в действии.)

— Какие стили речи вам известны?

2. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретического материала (с. 7, 8).)

3. Практическое задание

— Придумайте примеры разновидностей речи.

(Работа в группах.)

4. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретического материала (с. 8, 9).)

5. Обобщение

Основные черты стилей

1) Разговорный — неофициальность, преобладание устной формы, неподготовленность речи, эмоциональность, непосредственность, широкое использование разговорной лексики.

2) Художественный — эстетичность, образность, использование всех средств языка, индивидуальность стиля, стилистическая окрашенность лексики, использование тропов (эпитеты, метафоры, гиперболы, сравнения и т. д.) и фигур речи (анафора, антитеза, градация, инверсия и т. д.), фонетических особенностей языка (звукопись).

3) Научный — официальность, преобладание письменной формы, подготовленность речи, обобщённость, логичность, смысловая точность, объективность, широкое использование специальной лексики.

4) Деловой — официальность, преобладание письменной формы, стандартизация текстов, точность, строгость, безличность, неэмоциональность, широкое использование официально-деловой лексики.

5) Публицистический — информативность, устная и письменная форма, эмоциональность, оценочность, взаимодействие с другими стилями, использование общественно-политической лексики, риторические фигуры (обращения, восклицательные предложения), побудительные предложения.

Основные жанры стилей

1) Разговорный — беседа, телефонный разговор, частная переписка, дневниковые записи.

2) Художественный — эпические: рассказ, очерк, повесть, роман; лирические: ода, стихотворение, песня, послание; драматические: трагедия, комедия, драма, водевиль, мелодрама, трагикомедия.

3) Научный — монография, статья, доклад, лекция, рецензия, тезисы, учебное пособие, научно-популярное произведение.

4) Деловой — устав, закон, инструкция, акт, приказ, заявление, доверенность, резюме, характеристика, справка, протокол.

5) Публицистический — статья, очерк, репортаж, интервью, публичные выступления, речи.

IV. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 7,8 — самостоятельное выполнение по вариантам или по группам с последующим обсуждением.

2. Упр. 11 (1,2) — чтение, обсуждение вопросов и заданий.

V. Подведение итогов урока

— Как различается речь по характеру речевой деятельности? по форме использования языка? по условиям и задачам общения? по обобщённому (типовому) значению?

— Назовите стили речи и их характерные признаки.

Домашнее задание

1. § 2, 3.

2. Упр. 9, 10, 11 (3).






Для любых предложений по сайту: [email protected]