Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год
РЕЧЬ - ЯЗЫК И РЕЧЬ. ПРАВОПИСАНИЕ И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Урок 2. Разновидности речи. Стили речи
Цели: обобщить и систематизировать знания о разновидностях речи, о стилях речи; развивать навыки монологической речи.
Планируемые результаты: знание разновидностей и стилей речи; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, различать разновидности и стили речи, объяснять языковые явления и процессы; формирование мотивации к изучению предмета.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Упр. 2 — рассказ по рисунку.
2. Упр. 5 — пересказ текста, сообщения о русских лингвистах.
III. Работа по теме урока
1. Актуализация знаний
— Какова главная функция языка? (Быть средством общения.)
— Как вы думаете, чем различаются понятия язык и речь*? (Речь — язык в действии.)
— Какие стили речи вам известны?
2. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение теоретического материала (с. 7, 8).)
3. Практическое задание
— Придумайте примеры разновидностей речи.
(Работа в группах.)
4. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение теоретического материала (с. 8, 9).)
5. Обобщение
Основные черты стилей
1) Разговорный — неофициальность, преобладание устной формы, неподготовленность речи, эмоциональность, непосредственность, широкое использование разговорной лексики.
2) Художественный — эстетичность, образность, использование всех средств языка, индивидуальность стиля, стилистическая окрашенность лексики, использование тропов (эпитеты, метафоры, гиперболы, сравнения и т. д.) и фигур речи (анафора, антитеза, градация, инверсия и т. д.), фонетических особенностей языка (звукопись).
3) Научный — официальность, преобладание письменной формы, подготовленность речи, обобщённость, логичность, смысловая точность, объективность, широкое использование специальной лексики.
4) Деловой — официальность, преобладание письменной формы, стандартизация текстов, точность, строгость, безличность, неэмоциональность, широкое использование официально-деловой лексики.
5) Публицистический — информативность, устная и письменная форма, эмоциональность, оценочность, взаимодействие с другими стилями, использование общественно-политической лексики, риторические фигуры (обращения, восклицательные предложения), побудительные предложения.
Основные жанры стилей
1) Разговорный — беседа, телефонный разговор, частная переписка, дневниковые записи.
2) Художественный — эпические: рассказ, очерк, повесть, роман; лирические: ода, стихотворение, песня, послание; драматические: трагедия, комедия, драма, водевиль, мелодрама, трагикомедия.
3) Научный — монография, статья, доклад, лекция, рецензия, тезисы, учебное пособие, научно-популярное произведение.
4) Деловой — устав, закон, инструкция, акт, приказ, заявление, доверенность, резюме, характеристика, справка, протокол.
5) Публицистический — статья, очерк, репортаж, интервью, публичные выступления, речи.
IV. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
1. Упр. 7,8 — самостоятельное выполнение по вариантам или по группам с последующим обсуждением.
2. Упр. 11 (1,2) — чтение, обсуждение вопросов и заданий.
V. Подведение итогов урока
— Как различается речь по характеру речевой деятельности? по форме использования языка? по условиям и задачам общения? по обобщённому (типовому) значению?
— Назовите стили речи и их характерные признаки.
Домашнее задание
1. § 2, 3.
2. Упр. 9, 10, 11 (3).