РЕЧЬ - Урок 2 - ЯЗЫК И РЕЧЬ. ПРАВОПИСАНИЕ И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год

РЕЧЬ - Урок 2 - ЯЗЫК И РЕЧЬ. ПРАВОПИСАНИЕ И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Урок 10. Типы речи

Цели: закреплять и развивать знания о типах речи; формировать умение создавать письменное рассуждение; развивать речь; обогащать словарный запас.

Планируемые результаты: знание типов речи, их разновидностей, составляющих рассуждения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, создавать письменные рассуждения, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 34 — проверка по цепочке, обсуждение заданий.)

III. Работа по теме урока

1. Повторение сведений о типах речи

— Какие типы речи вам известны? (Описание, повествование, рассуждение.)

— Назовите характерные признаки типов речи. (Примерный ответ. Описание запечатлевает, описывает отдельные элементы, признаки окружающего мира (люди, предметы, явления). Повествование описывает события в определённой последовательности, показывает мир в действии, в развитии. Рассуждение утверждает или отрицает какое- либо явление, понятие, факт, показывает развитие мысли: тезис (высказывание какой-либо мысли) подтверждается или опровергается аргументами (доводами), после чего делается вывод, подводится итог. Довольно часто в текстах встречаются сочетания этих типов речи.)

2. Работа по учебнику

1. Чтение и обсуждение теоретического материала (с. 22).

2. Упр. 36 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.

3. Упр. 37 — чтение, обсуждение вопросов и заданий, подготовка к сочинению.

IV. Подведение итогов урока

— Каковы признаки типов речи?

— Назовите разновидности описания, повествования, рассуждения.

— Как строится рассуждение?

Домашнее задание

Упр. 38.

Урок 11. Способы и средства связи предложений в тексте

Цели: обобщить и систематизировать знания о способах и средствах связи предложений в тексте; дать понятие о “данном” и “новом” в предложении; учить анализировать и строить различные типы текстов; воспитывать культуру выразительной речи.

Планируемые результаты: знание способов и средств связи предложений в тексте; владение элементами анализа текста; умения выразительно читать текст, пользоваться средствами связи предложений в тексте, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 38 — чтение и обсуждение сочинений.)

III. Работа по теме урока

1. Повторение сведений о тексте

— Что такое текст?

— Какие свойства присущи тексту?

— Что такое тема текста?

— Что называется основной мыслью текста?

— Какие виды связи предложений вы знаете?

— Чем отличаются эти виды связи?

Комментарии

Текст — это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств. Основными свойствами текста являются цельность, связность, членимость.

Цельность обеспечивается наличием темы и основной мысли.

Тема — это то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль — это то, ради чего написан текст.

Связность между предложениями характеризуется цепной и параллельной связями.

Цепная связь предполагает последовательную смену слов-связок или использование их в каждом предложении.

Параллельная связь — соподчинение всех предложений, начиная со второго, первому по смыслу.

При цепной связи предложение связывается с предыдущим при помощи лексического и грамматического повтора (повторяется какое-либо слово), замены слова синонимом, местоимением. При параллельной связи предложения сопоставляются или противопоставляются с помощью одинакового порядка слов, антонимов, одинакового начала, одинаковой цели высказывания.

Средства связи.

Лексические — лексический повтор, однокоренные слова, местоимения, синонимы, антонимы.

Морфологические — союзы, союзные слова, местоименные наречия, видовременные формы глаголов.

Синтаксические — порядок слов, синтаксический параллелизм (предложения по одной модели: подлежащее + дополнение + глагол”, парцелляция (выделение какого-то члена предложения: после него ставится точка, оформляется как самостоятельное неполное предложение для усиления выразительности текста), неполные предложения, вводные слова и предложения.

Членимость предполагает делимость текста на абзацы, которые раскрывают свою микротему, подчинённую общей теме текста.

2. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретического материала (с. 24, 26).)

IV. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 39 — устное выполнение.

2. Упр. 41 — выразительное чтение текста, обсуждение заданий.

3. Упр. 42 — чтение текста, обсуждение вопросов и заданий.

4. Упр. 40 — подготовка к сочинению по картине А.А. Рылова “Домик с красной крышей”.

V. Подведение итогов урока

— Что такое “данное” и “новое” в предложении?

— Какие средства используются для связи предложений в “данном”?

— Что такое коммуникативное намерение?

Домашнее задание

Упр. 40 (написать сочинение).






Для любых предложений по сайту: [email protected]