ВВЕДЕНИЕ

Уроки Русского языка в 9 классе

ВВЕДЕНИЕ

«Уроки русского языка в 9 классе» — пятую книгу автора из серии поурочных разработок — следует рассматривать как продолжение в системе методических рекомендаций по обучению русскому языку, предлагаемых учителем- методистом, кандидатом педагогических наук.

Во вступительных статьях вышедших ранее «Уроков...»1 были раскрыты методические идеи, положенные в основу этих книг, но, поскольку, возможно, не все учителя знакомы с этими пособиями, считаем целесообразным повторить некоторые принципиальные положения, которыми руководствовался автор при разработке данных уроков.

Одно из главных положений — целенаправленность обучения с ориентацией на достижение конкретного конечного результата. Это заставляет отбирать материал для урока, выбирать форму его подачи, приемы и виды работ, композиционную структуру урока, его этапы и устанавливать связи между ними, строить систему тренировочных, проверочных и прочих видов работ, подчиняя всё поставленной учителем цели. Такой подход определяет основное содержание представленных в пособии уроков. Вычленяя цели уроков, автор исходит прежде всего из необходимости обеспечения базового уровня обучения русскому языку в данной параллели.

Уроки планируются с учетом тех знаний, которыми должны овладеть школьники в процессе изучения русского языка в предшествующие годы обучения. Опора на них позволит избежать дублирования уже известного учащимся и продвигать их дальше в совершенствовании умений и навыков.

Пособие содержит методические разработки уроков всех тем курса IX класса. Автор стремился реализовать в них взаимосвязанные задачи обучения: вооружить девятиклассников знаниями основ науки о языке и на основе системы лингвистических знаний максимально способствовать речевому развитию учащихся, развитию их мышления.

Предлагаемые уроки строятся в основном по традиционной схеме: 1) опрос и проверка домашнего задания; 2) объяснение нового материала; 3) закрепление его; 4) задавание на дом.

Разрабатывая уроки, автор стремился усилить внимание к семантическому аспекту синтаксиса — основного курса IX класса, к функциональной стороне изучаемых синтаксических единиц.

В уроки включены виды работ, демонстрирующие необычайное разнообразие семантико-грамматических конструкций, которые вступают между собой в синонимичные связи, а также богатство русского языка синтаксическими средствами выразительности.

Учтено и следующее: изучение орфографии формально заканчивается в VII классе. Между тем хорошо известно, что без систематического повторения орфографические навыки учащихся быстро разрушаются. Для предотвращения этого негативного явления практически в каждый урок вводится элемент повторения орфографических тем, которые традиционно трудно усваиваются школьниками. Кроме того, в пособие включены отдельные уроки — «Повторим орфографию!» — также по наиболее трудным в орфографическом отношении темам. В ряде таких уроков предлагается обобщить материал, представив его в виде таблиц. Если учитель использовал в предшествующие годы обучения этих школьников рекомендации по работе с таблицами обобщающего характера (см. «Уроки...», данные в сноске на с. 3, а также книгу Г. А. Богдановой «Опрос на уроках русского языка» (М., 1996) и в ученических словарях девятиклассников есть данные таблицы2, то это значительно сокращает время на повторение теоретического материала, создает большие возможности для отработки практических навыков.

Что касается форм проверки домашнего задания, учитель планирует их в зависимости от цели и задач урока, особенностей класса. В ряде случаев даются образцы такой работы.

В закрепительно-тренировочных упражнениях автор стремится строить задания по степени нарастания трудностей — проводится закрепление вначале на уровне наблюдения за языковым явлением, затем на уровне самостоятельного распознавания и применения.

Обращается внимание на то, что объем материала, включенного в урок, иногда больше, чем требуется для одного урока. Сделано это сознательно: в зависимости от подготовки класса учитель выберет сам, что взять для данного урока, какой материал нужен для отработки на обязательном уровне, какой — на продвинутом.

Дополнительные материалы к урокам учитель найдет в «Рабочей тетради по русскому языку. 9 класс» (части 1, 2, 3 автора Г. А. Богдановой.— М., 2004).

Как уже отмечалось, основным, с точки зрения автора пособия, критерием оценки эффективности урока является конечный результат — достигнута его цель или нет, что усвоили и как усвоили учащиеся, какие конкретные умения отработаны на данном уроке.

С целью проверки знаний и умений учащихся в пособии предлагаются различные формы контроля. Среди них и такие весьма эффективные, которые дают учителю сиюминутные показатели успеваемости школьников.

Эффективной формой контроля является тестовая проверка. Она позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности об объективности результатов обучения.

Результаты тестовой проверки фиксируют достижения учащихся на определенном этапе обучения, поэтому они могут носить характер тематический (проверка изученной темы), промежуточный (проверка фрагментов темы) и итоговый (например, проверка знаний, умений и навыков учащихся за определенный период обучения).

Проверка может проводиться как по всему тесту, так и по его отдельным вопросам (по усмотрению учителя). Организуется она следующим образом. Каждый ученик получает листы с тестовыми заданиями. Вся работа выполняется на этих листах (без записей в тетрадях): ученик должен выбрать правильные ответы и обвести их ручкой или карандашом. Задание считается выполненным верно, если ученик обвел кружком все цифры, которые соответствуют правильному ответу. Ученик получает «зачет», если он дал не менее 75% правильных ответов. Например, если в тесте должно быть 20 правильных ответов, а ученик ответил верно на 15 заданий, работу можно считать выполненной. Учитель имеет «ключ» (код) с правильными ответами, что сводит до минимума время проверки теста.

Следует подчеркнуть, что тесты являются одной из форм проверки. Они не могут и не должны полностью заменять традиционные виды проверок (различные виды диктантов, работа по индивидуальным заданиям, карточкам и пр.).

Организация контроля таким образом, чтобы в работе участвовали все ученики и чтобы на этом же уроке учитель мог оценить правильность ее выполнения, во многом решается благодаря диктанту «Проверь себя». Этот вид работы помогает формированию у школьников умения находить (а ученики часто просто не видят, что в слове есть орфограмма) и объяснять орфограммы и знаки препинания, развивает способность владеть лингвистической терминологией, повышает языковую культуру учащихся, дает возможность постоянно заниматься попутным повторением.

Методика проведения диктанта «Проверь себя» такова: учитель диктует два-три предложения и одновременно проверяет правильность написанного у трех-четырех учеников одного ряда. Желательно, чтобы эти ученики в данный момент урока сидели по одному за партой, что обеспечит полную самостоятельность выполнения работы. Учащиеся должны не только записать предложения, но и графически объяснить орфограммы и знаки препинания (какие именно, определяет учитель). Затем к доске вызывается ученик, у которого не проверялось написанное. Он из своей тетради переписывает предложения с выполненными заданиями. Если в классе есть графопроектор, задание выполняется на пленке, а затем проецируется на доску. В таком случае сокращается время проверки: учащиеся здесь же сверяют написанное в тетрадях и на доске, исправляют допущенные ошибки, добавляют, если возникает необходимость, графическое объяснение каких-то орфограмм и — что очень важно — задают ученику вопросы, требующие объяснения выбора орфограмм, постановки знаков препинания.

Если графопроектора нет, то, пока ученик со своей тетради переносит на доску первые предложения, классу диктуются следующие. Как только ученик сделает на доске запись первых предложений, класс прерывает работу и сверяет написанное, задает отвечающему вопросы и пр. После этого к доске вызывается другой ученик, он списывает из тетради следующие предложения и т. д. В результате выставляется 7—8 оценок: и отвечающим у доски, и тем, кто задал интересные, грамотные вопросы, и тем, у кого учитель во время диктовки проверил работы.

В проведении диктанта «Проверь себя» целесообразно использовать магнитофон. Для этого предложения с интервалами (чтобы школьники успели записать их) заранее записываются на магнитофонную ленту. В таком случае учитель на уроке может сосредоточить свое внимание не на диктовке, а на проверке работ учеников.

В качестве дидактических материалов в пособии предлагаются тексты различных стилей, типов речи.

В книге учитель найдет много материала для многоаспектного анализа текста с учетом особенностей и возможностей учащихся данного возраста. Для проведения такого анализа представлены варианты вопросов, число которых учитель может расширить, изменить в зависимости от целей, поставленных им на данном уроке.

Анализ текста проводится не только с точки зрения особенностей его орфографии и пунктуации, но и с точки зрения строения, определения основной мысли, типа и стиля речи, использования в нем изобразительно-выразительных средств. Это продиктовано стремлением не только практически применить знания, полученные на уроках литературы, но и закрепить их, показать, как они «работают» .

Дополнительные задания, вопросы к текстам должны оказать помощь школьникам в подготовке к экзамену по русскому языку, в том числе к Единому государственному (ЕГЭ).

«Уроки...» ориентированы на работу по учебнику «Русский язык. 9 класс (24-е изд.— М., 2004) С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова, Л. А. Чешко.

В настоящее время ряд регионов страны обучается по учебному комплекту, созданному авторским коллективом под руководством В. В. Бабайцевой (учебник «Русский язык. Теория. 5—9 классы», сборник задач и упражнений «Русский язык. Практика» для каждого класса отдельно, пособие «Русская речь»), а также по учебнику «Русский язык. 9 класс» под редакцией М. М. Разумовской, П. A. Лeканта. Автор данного пособия выражает надежду, что его поурочные разработки окажут практическую помощь и учителям, работающим по этим учебникам, в выборе форм и видов работ тренировочного и контролирующего характера, в использовании дидактического материала и пр.

Данные поурочные методические рекомендации проверены в работе самого автора, а также апробированы в течение ряда лет на лекциях, семинарских и практических занятиях в различных округах Москвы.

Книга рассчитана на творческое ее использование: каждый учитель вправе варьировать способы подачи материала с учетом реального состояния знаний, умений и навыков, степени подготовленности своих учеников по русскому языку, их общего развития, интересов.


1 См.: Уроки русского языка в 5 классе (2-е изд.— М., 2003); Уроки русского языка в 6 классе (8-е изд.— М., 2003); Уроки русского языка в 7 классе (3-е изд.— М., 2005); Уроки русского языка в 8 классе (7-е изд.— М., 2004).

2 Ученический словарь представляет собой общую тетрадь. Он состоит из разделов: «Словарь трудных слов»; «Словарь корней»; «Говори правильно»; «Таблицы справочного характера», где помещаются обобщающие таблицы; «Этимологический словарик». Словарь ведется учащимися с V по IX класс.






Для любых предложений по сайту: [email protected]