МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Уроки Русского языка в 9 классе

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Цель урока: 1) дать понятие «мировые языки»; 2) сообщить сведения о месте русского языка среди языков народов мира; 3) формировать умение составлять план, пересказывать текст по плану.


I. Запись под диктовку.

А. Н. Толстой писал в 1934 году: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) — русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара».


II. Предлагается прослушать сообщение учителя и по ходу сообщения составить план в форме вопросов, поднятых в нем1.

Следует напомнить школьникам, что план — краткий последовательный перечень основных мыслей, положений автора.

Велико значение русского языка. Объясняется это тем, что он выступает в разных условиях и как родной язык русского народа, и как государственный язык Российской Федерации, и как один из мировых языков общения в ближнем и дальнем зарубежье.

«Мировыми языками называются некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых они изначально родные». («Энциклопедический словарь юного филолога».) В определении состава мировых языков учитывается число говорящих на нем как в стране, где живут носители языка, так и за ее пределами, авторитет, роль страны этого языка в истории и современности; сформированность национального языка, обладающего длительной письменной традицией; установившиеся нормы, хорошо исследованные и описанные в грамматиках, словарях, учебниках.

Мировые языки охватывают международные сферы — дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них общаются ученые разных стран, они изучаются в качестве «иностранных языков» (то есть как обязательный предмет в вузах и школах большинства стран мира). Эти языки являются «рабочими языками» Организации Объединенных Наций (ООН).

Официальными мировыми языками ООН признает английский, французский, испанский, русский, арабский, китайский и хинди. Любой документ в ООН распространяется на этих языках.

Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины XX века. Его мировое значение обусловлено тем, что это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература. Русский язык — один из индоевропейских языков, родственный многим славянским языкам. Многие слова русского языка вошли в языки народов мира без перевода. Эти заимствования из русского языка или через него наблюдались с давних пор. Еще в XVI—XVII веках европейцы через русский язык узнали такие слова, как кремль, царь, боярин, казак, кафтан, изба, верста, балалайка, копейка, блин, квас и др. Позднее в Европе распространились слова декабрист, самовар, сарафан, частушка и др. Как свидетельство внимания к изменениям в общественно-политической жизни России в языки народов мира вошли такие слова, как перестройка, гласность и др.

Богатство русского языка и созданной на нем литературы вызывает интерес к этому языку во всем мире. Его изучают не только студенты, школьники, но и взрослые люди. С целью оказания помощи в обучении русскому языку за пределами нашей страны еще в 1967 году в Париже была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). МАПРЯЛ издает в нашей стране для зарубежных преподавателей русского языка и литературы журналы, методическую литературу, проводит среди школьников разных стран международные олимпиады по русскому языку.

— Что означает слово ассоциация? Проверьте себя по толковому словарю2.


III. Обсуждение одного из возможных вариантов плана — перечня вопросов, поднятых в сообщении.

1. Какие языки называются мировыми? Какие сферы деятельности человека они охватывают?

2. Каково место русского языка среди других языков мира? В чем разница между языком межнационального общения народов одной страны и мировым?

3. Чем обусловлена популярность русского языка в мире?

4. Когда и для чего была создана МАПРЯЛ?

Затем коллективно составляется сложный план сообщения. Внимание учащихся обращается на постановку знаков препинания в таком плане.

Возможный вариант плана.

I. Мировые языки:

1) что учитывается при отнесении языка к числу мировых;

2) их функция.

II. Место русского языка среди других языков мира:

1) язык русского народа;

2) государственный язык Российской Федерации;

3) русский язык — мировой язык.

III. Причина популярности русского языка в мире:

1) богатство языка и созданной на нем художественной литературы;

2) язык науки, источник общечеловеческих знаний;

3) один из родственных славянских языков.

IV. Русский язык в условиях новых экономических отношений в мире.

V. Роль МАПРЯЛ в распространении русского языка за рубежом.

— Какой план, по-вашему, поможет подробнее воспроизвести текст сообщения? Перескажите текст.

VI. Запись под диктовку.

1) Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценнее самой вещи. 2) В нем [в русском языке] все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно.

(Н. Гоголь.)

— Подберите синонимы к слову дивишься.

— Найдите в школьном толковом словаре значение слова язык. Определите, однозначное оно или многозначное. Приведите примеры фразеологизмов с данным словом.

— Какие средства выразительности языка вам известны? Приведите примеры из произведений художественной литературы.


Домашнее задание: упр. 1.

Индивидуальные задания: подготовить короткие сообщения, подобрав примеры: а) доказывающие лексическое богатство русского языка; б) использования средств выразительности языка в художественной литературе.


1 В разработке урока использованы материалы книг: Энциклопедический словарь юного филолога/Сост. М. В. Панов.— М., 1984; Кондратов Н. А. Основные вопросы русского языка.— М., 1985; Баранников Л. И. Основные сведения о языке.— М., 1982.

2 Ассоциация — объединение лиц или учреждений одного рода деятельности.






Для любых предложений по сайту: [email protected]