Уроки Русского языка в 9 классе
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Цель урока: 1) дать понятие «мировые языки»; 2) сообщить сведения о месте русского языка среди языков народов мира; 3) формировать умение составлять план, пересказывать текст по плану.
I. Запись под диктовку.
А. Н. Толстой писал в 1934 году: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) — русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара».
II. Предлагается прослушать сообщение учителя и по ходу сообщения составить план в форме вопросов, поднятых в нем1.
Следует напомнить школьникам, что план — краткий последовательный перечень основных мыслей, положений автора.
Велико значение русского языка. Объясняется это тем, что он выступает в разных условиях и как родной язык русского народа, и как государственный язык Российской Федерации, и как один из мировых языков общения в ближнем и дальнем зарубежье.
«Мировыми языками называются некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых они изначально родные». («Энциклопедический словарь юного филолога».) В определении состава мировых языков учитывается число говорящих на нем как в стране, где живут носители языка, так и за ее пределами, авторитет, роль страны этого языка в истории и современности; сформированность национального языка, обладающего длительной письменной традицией; установившиеся нормы, хорошо исследованные и описанные в грамматиках, словарях, учебниках.
Мировые языки охватывают международные сферы — дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них общаются ученые разных стран, они изучаются в качестве «иностранных языков» (то есть как обязательный предмет в вузах и школах большинства стран мира). Эти языки являются «рабочими языками» Организации Объединенных Наций (ООН).
Официальными мировыми языками ООН признает английский, французский, испанский, русский, арабский, китайский и хинди. Любой документ в ООН распространяется на этих языках.
Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины XX века. Его мировое значение обусловлено тем, что это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература. Русский язык — один из индоевропейских языков, родственный многим славянским языкам. Многие слова русского языка вошли в языки народов мира без перевода. Эти заимствования из русского языка или через него наблюдались с давних пор. Еще в XVI—XVII веках европейцы через русский язык узнали такие слова, как кремль, царь, боярин, казак, кафтан, изба, верста, балалайка, копейка, блин, квас и др. Позднее в Европе распространились слова декабрист, самовар, сарафан, частушка и др. Как свидетельство внимания к изменениям в общественно-политической жизни России в языки народов мира вошли такие слова, как перестройка, гласность и др.
Богатство русского языка и созданной на нем литературы вызывает интерес к этому языку во всем мире. Его изучают не только студенты, школьники, но и взрослые люди. С целью оказания помощи в обучении русскому языку за пределами нашей страны еще в 1967 году в Париже была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). МАПРЯЛ издает в нашей стране для зарубежных преподавателей русского языка и литературы журналы, методическую литературу, проводит среди школьников разных стран международные олимпиады по русскому языку.
— Что означает слово ассоциация? Проверьте себя по толковому словарю2.
III. Обсуждение одного из возможных вариантов плана — перечня вопросов, поднятых в сообщении.
1. Какие языки называются мировыми? Какие сферы деятельности человека они охватывают?
2. Каково место русского языка среди других языков мира? В чем разница между языком межнационального общения народов одной страны и мировым?
3. Чем обусловлена популярность русского языка в мире?
4. Когда и для чего была создана МАПРЯЛ?
Затем коллективно составляется сложный план сообщения. Внимание учащихся обращается на постановку знаков препинания в таком плане.
Возможный вариант плана.
I. Мировые языки:
1) что учитывается при отнесении языка к числу мировых;
2) их функция.
II. Место русского языка среди других языков мира:
1) язык русского народа;
2) государственный язык Российской Федерации;
3) русский язык — мировой язык.
III. Причина популярности русского языка в мире:
1) богатство языка и созданной на нем художественной литературы;
2) язык науки, источник общечеловеческих знаний;
3) один из родственных славянских языков.
IV. Русский язык в условиях новых экономических отношений в мире.
V. Роль МАПРЯЛ в распространении русского языка за рубежом.
— Какой план, по-вашему, поможет подробнее воспроизвести текст сообщения? Перескажите текст.
VI. Запись под диктовку.
1) Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценнее самой вещи. 2) В нем [в русском языке] все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно.
(Н. Гоголь.)
— Подберите синонимы к слову дивишься.
— Найдите в школьном толковом словаре значение слова язык. Определите, однозначное оно или многозначное. Приведите примеры фразеологизмов с данным словом.
— Какие средства выразительности языка вам известны? Приведите примеры из произведений художественной литературы.
Домашнее задание: упр. 1.
Индивидуальные задания: подготовить короткие сообщения, подобрав примеры: а) доказывающие лексическое богатство русского языка; б) использования средств выразительности языка в художественной литературе.
1 В разработке урока использованы материалы книг: Энциклопедический словарь юного филолога/Сост. М. В. Панов.— М., 1984; Кондратов Н. А. Основные вопросы русского языка.— М., 1985; Баранников Л. И. Основные сведения о языке.— М., 1982.
2 Ассоциация — объединение лиц или учреждений одного рода деятельности.