СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - Урок 2 - СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 9 классе

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - Урок 2 - СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель урока: формирование умений: 1) находить главное предложение с указательным словом и без него; 2) определять место придаточного в сложноподчиненном предложении, способы его связи с главным; 3) правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях, составлять их схемы.


I. Проверка домашнего задания.


II. Работа с карточкой.

Карточка

Спишите, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Определите, каким членом предложения является слово, с помощью которого связывается придаточное с главным. Начертите схемы предложений.

1) Он пригласил в гости товарища который жил (не)далеко от него.

2) Река по которой мы плыли была весьма широкой.

3) Старик от (не)ожида(н, нн)ости выронил из рук корзинку которую держал в руках.


III. Знакомство с теоретическим материалом на с. 39 учебника.


IV. Анализ предложений (по выбору учителя).

Внимание учащихся обращается на то, что придаточные

предложения наполняют указательные слова главного предложения конкретным содержанием; определив, каким членом предложения является указательное слово, можно определить и основное значение придаточного.

1) Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных. (А. Пушкин.) 2) Я чувствовал здесь спокойствие и довольство, так что меня стало клонить ко сну. (И. Репин.) 3) Здесь дно кратера было настолько раскалено, что камни растрескивались от жары. (В. Малов.) 4) Я отыскал здесь те письма, которые брат писал матушке в течение всей жизни. 5) Я радовался тому, что она по-дружески относилась ко мне. 6) На крутом берегу, там, где начинался сосновый бор, высыпало земляники видимо-невидимо. (И. Соколов-Микитов.) 7) Опустошенность Печорина так глубока, что его не может увлечь по-настоящему даже любовь. (В. Мануйлов.) 8) Стена напротив того места, где он сидел, была невысокой. 9) Решили ехать ночью, так как буран заставил нас задержаться в пути на двое суток. 10) Прибежав в тот угол сада, где росли кусты малины, и юркнув в самую гущу листвы, мы занялись сбором ягод, обильно рассыпанных по кустам. 11) Чем больше девочка подрастала, тем больше становилась она похожей на отца.


V. Диктант «Проверь себя».

А в заречье, куда сваливалась туча, уже висела над синими лесами оранжевая радуга. Оттуда тянуло грибной прелью, мхами и умытой хвоей. Лесные запахи мешались с медовыми и чайными запахами лугов в крепкий настой, от которого становилось хмельно и неизъяснимо радостно и молодо на душе.

(Е. Носов.)

— Докажите, что это текст. Укажите средства связи предложений в нем. (В заречье — оттуда; запах грибной прели — запахи.)


Домашнее задание: упр. 81 (письменно), упр. 84 (устно).






Для любых предложений по сайту: [email protected]