Уроки Русского языка в 9 классе
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - Урок 3 - СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
I. Работа с карточкой у доски.
Карточка
Спишите, расставьте знаки препинания, определите, каким членом предложения является слово, с помощью которого связывается придаточное с главным. Начертите схемы предложений.
1) Мальчик которому шел десятый год сидел возле матери.
2) Во сне он видел маленького олененка который весело гулял по лесу со своей матерью.
3) Корзинка в которую девочка положила котенка была небольшой.
II. Проверка домашнего задания.
Упр. 81 проверяется по цепочке. При анализе первых двух предложений выясняется синтаксическая функция относительного местоимения который.
III. На доске заранее записан отрывок из поэмы А. Пушкина «Полтава».
Не многим, может быть, известно,
Что дух его неукротим,
Что рад и честно, и бесчестно
Вредить он недругам своим;
Что ни единой он обиды
С тех пор как жив, не забывал,
Что далеко преступны виды
Старик надменный простирал;
Что он не ведает святыни,
Что он не помнит благостыни,
Что он не любит ничего...
— О каком персонаже поэмы идет речь?
Выделяются грамматические основы предложений, чертится схема всего предложения.
Внимание учащихся обращается на то, что использование придаточных предложений, относящихся к одному главному (или слову главного) и отвечающих на один и тот же вопрос («однородных» — термин пока не вводится),— одно из синтаксических средств выразительности. Оно помогает более точно, полно, а главное — выразительно, эмоционально передать чувства, мысли автора.
IV. Закрепление.
Чтение теоретического материала на с. 41; упр. 85 (устно).
V. Предупредительный диктант.
Не стану уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете. Каждому из нас мила и люба своя сторона, где ты родился, вырос или живешь. И все-таки у природы есть свои любимцы, которых она наделяет особой красотой. Таков и Байкал, который славен своей чудотворной силой, величием и могуществом.
Вспоминаю, как мы с товарищем, приехавшим ко мне в гости, долго шли по берегу нашего моря. День выдался теплый, безветренный. Байкал был так чист и тих, что далеко в воде переливались красками камни.
Товарищ мой был потрясен дикой и буйной красотой, которая обрушилась на него. А ведь он еще не знает зимнего Байкала, когда прозрачный лед кажется таким тонким, что на него больно ступить. Под ним, как под увеличительным стеклом, живет и шевелится вода, хотя под ногами больше метра толщины.
Как хорошо, что у нас есть Байкал! Могучий, богатый, величественный!
(По В. Распутину.)
VI. Тест.
I вариант
1. Найдите сложноподчиненные предложения.
A. Гора, высившаяся над городом, сверкала вся, как глазированный кулич.
Б. Во времена Владимира Мономаха половцев отогнали от южных границ Руси, однако и позднее не раз приходилось русичам отражать их набеги.
B. Из чащобы все время доносились неясные шорохи, и поэтому мальчики долго не могли успокоиться.
Г. Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал какой-то шум.
Д. Мы вышли к реке, когда начался дождь, скоро превратившийся в ливень.
2. Укажите предложения, в которых придаточное с главным связано с помощью союзного слова.
A. Чем ближе к югу, тем чаще встречались казачьи сторожевые вышки с пикетами.
Б. Макар и не заметил, что стало светать.
B. Обратите внимание на почки ивы, которые слегка набухли.
Г. Только теперь я понял, что для него значила эта вещь.
Д. Старик был так поражен его словами, что всплеснул руками.
3. В каких предложениях придаточное стоит в середине сложноподчиненного? (Знаки препинания не проставлены.)
A. Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.
Б. Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом цветов.
B. Должно быть каждый из нас подумал о лесных ручьях которые бегут под буреломом о мерцающих звездах.
Г. Слышно было как мать звенела стаканами разливая чай.
Д. Летят к вербе пчелы бабочки потому что их привлекают душистые сережки.
II вариант
1. Найдите сложноподчиненные предложения.
A. По словам брата Пушкина, Александр был одарен «памятью необыкновенной».
Б. Почти каждый стих комедии Грибоедова обратился в пословицу или поговорку и годится для применения то к тому, то к другому обществу.
B. Звуки торопятся, вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым отзвуком.
Г. Установилась теплая, солнечная погода, которая бывает в горах только в октябре.
Д. Небо на востоке стало темнеть, хотя солнце еще не ушло за горизонт.
2. Укажите предложения, в которых придаточное с главным связано союзным словом.
A. Я прежде всего должен высказать то, в чем до сих пор не решался сознаться самому себе.
Б. Чтобы не заблудиться в лесах, нужно знать приметы.
B. Всю ночь мы лежали у костра и слушали, как шумит море.
Г. Мы пошли по той тропинке, которая вела прямо к реке.
Д. Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему Отечеству.
3. Найдите сложноподчиненные предложения, в которых придаточные стоят перед главными. (Знаки препинания не проставлены.)
A. И долго буду тем любезен я народу что чувства добрые я лирой пробуждал. (А. Пушкин.)
Б. Мы с сестрой хотели чтобы отец поехал отдыхать.
B. Когда на темно-красных ветках появляются белые комочки сережек верба особенно красива.
Г. Даже более состоятельные дворяне редко тратили столько на воспитание своих детей сколько Арсеньева расходовала на воспитание внука.
Д. Чтобы добраться до места стоянки мы должны были пройти еще километров пять.