СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМИ - СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 9 классе

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМИ - СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель урока: формирование умений различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи; простые и составные союзы в сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными.


I. Контрольный словарный диктант.

I вариант

1. изображать

2. воплощает

3. противопоставляет

4. клиенты-иностранцы

5. бессловесный

6. галломания

7. гостиная

8. декабристский

9. жизненные идеалы

10. искусство

11. низкопоклонник

12. крепостник

13. канцелярия

14. свояченица

15. проекты

16. Чацкий

17. сумасшедший

18. общественно-политический

19. секретарь

20. галерея

21. карбонарий

22. персонаж

23. мошенник

24. выразитель

25. просвещение

26. ветреник

27. фельдфебель

28. безмолвствовать

29. вакансии

II вариант

Чацкий

бессловесный

вакансии

низкопоклонник

гостиная

взяточничество

галерея

галломания

мировоззрение

календарь

учреждение

фельдфебель

карьеризм

сановник

сумасшедший

преданья старины

персонаж

карбонарий

безмолвствовать

конфликт

свояченица

старинное предание

идеал

канцелярия

искусство

проекты

изображать

общественно-политический

воплотить


II. Синтаксический разбор предложения

Утром монотонный осенний дождь старательно прикрепил к сосновым иголкам капли-сережки, и они долго висят на каждой иголочке, украшая их, будто бриллианты.

Учащиеся составляют схему предложения; находят обстоятельства; определяют, чем они выражены, на какие вопросы отвечают.

— Какие еще виды обстоятельства вам известны? Приведите примеры.

Учитель сообщает учащимся, что подобные значения имеют и придаточные обстоятельственные, которые отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении.


III. Объяснение нового материала по таблице (упр. 124). Чтение правила на с. 58—59.


IV. Закрепление материала.

Запись предложений (по выбору учителя) с определением видов придаточных обстоятельственных, выяснением средств связи их с главными предложениями; различение простых и составных союзов. Составление схем предложений.

1) Там счастье не диво, где трудятся нелениво. (Пословица.) [нареч.], (с. с. где...) 2) Народными сказками восхищался Пушкин, настойчиво советуя молодым писателям читать их, «чтобы видеть свойства русского языка», [глаг.], (с. чтобы...) 3) Глупец один не изменяется, ибо время не приносит ему развития, а опыт для него не существует. (А. Пушкин.) [глаг.], (с. ибо...) 4) С тех пор как я живу на свете, я ничего не читал скучнее этой статьи. (А. Апухтин.) (с. с тех пор как...), [глаг.] 5) Чем дольше шел отряд, тем путь становился все более непроходимым. 6) Он не просто заплакал, как плачут городские дети, он закричал громче самого горластого мужика. (Л. Андреев.) 7) Как бы ни светило солнце, небо через это окно всегда казалось серым и холодным, как осенью. (Л. Андреев.) 8) Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли — Москва. (В. Маяковский.) 9) Роман был написан в стихах, видимо, потому, что тогда в русской литературе почти все писалось стихами. (В. Кулешов.) 10) Он не рассказывал об этом сильном впечатлении никому, потому что ему никто бы не поверил. 11) Это было в мае, когда деревья уже оделись листвой.


Домашнее задание: § 12; упр. 125.






Для любых предложений по сайту: [email protected]