Уроки Русского языка в 9 классе
ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ МЕСТА - СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цель урока: формирование умений: 1) распознавать придаточные места, отличать их от других видов придаточных (определительных, изъяснительных); 2) правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений.
I. Орфографическая работа.
Расположиться неподалеку на нескошенной траве; тут же увидишь роскошную коллекцию бабочек; откуда-то слева раздастся сигнал; отдохнуть здесь в течение недели; увидишь издали блестящую гладь озера; позади террасы; пропадающие вдали голоса; растущая наверху рощица; пробираешься налево сквозь заросли.
II. Синтаксический разбор предложений.
1) Там, под этими склонами, мы рассчитывали разбить ночной лагерь. (Стругацкие.) 2) Начинается река Лена с высоких Байкальских гор и отовсюду: и справа, и слева — принимает многочисленные притоки.
III. Объяснение нового материала.
Запись предложений, составление их схем, определение вида придаточных предложений.
1) Откуда солнышко встанет, оттуда и лето красное придет. (Пословица.) (союзн. сл. откуда...), [оттуда...].
2) Там в июле лужица, где в апреле река. (Пословица.) [Там...], (союзн. сл. где...).
3) Куда иголка, туда и нитка. (Пословица.) (союзн. сл. куда...), [туда...].
В ходе анализа записанных предложений учитель подводит учащихся к выводу: придаточные места уточняют обстоятельства места главного предложения. Их внимание обращается на то, что одни и те же союзы или союзные слова могут присоединять к главному различные виды придаточных.
Учащиеся сравнивают предложения.
1) В этой части заповедника (какой?), где иссякали от жары водоемы, увядали и диковинные растения.
[указ. сл.+сущ.], (союзн. сл. где...).
2) Мы не знали (чего?), где остановимся на ночлег.
[глаг.], (союзн. сл. где...).
3) Мне хотелось уйти туда (куда?), где можно спокойно предаться своим мыслям.
[туда...], (союзн. сл. где...).
IV. Закрепление материала.
1) Где нет любви к искусству, там нет и критики. (А. Пушкин.) 2) Вот полянка, где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал. (М. Пришвин.) 3) Мальчик дошел до нижнего пруда, куда врезался овраг, и повернул к деревне. 4) Проснувшись, я не мог понять, где я, и долго и внимательно осматривал комнату. 5) Скошенная трава лежала длинными валами, и там, где начинали косьбу, она подсыхала, тускнела. (В. Прибытков.) 6) Отколь радуга набирает воду, там и дождь будет. (Пословица.)
— Для какого стиля речи характерно употребление союзного слова отколь? (Для разговорного.)
V. Тест.
I. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы (обведите номера выбранных для ответа предложений).
A. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.
B. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.
Д. В том месте, где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами.
1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.
А. Б. В. Г. Д.
2. Найдите сложноподчиненные предложения, в которых придаточное стоит в середине главного.
А. Б. В. Г. Д.
3. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.
А. Б. В. Г. Д.
4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
А. Б. В. Г. Д.
5. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
А. Б. В. Г. Д.
II. Обведите номера только тех предложений, в состав которых входят придаточные места.
A. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.
Б. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.
B. Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.
Г. Не знаю, где он нашел этот экземпляр.
Д. Я смотрел туда, где толпились люди.
Домашнее задание: упр. 135.