ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ «СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» - СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 9 классе

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ «СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» - СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

I. Проверка домашнего задания.


II. Диктант «Проверь себя».

Учащиеся составляют схемы предложений, определяют вид придаточных.

Предполагалось, что, повернув на север, экспедиция большую часть пути пройдет по совершенно безлюдной тайге, где не будет ни одного селения, и выйдет к южным склонам горного хребта.

Путь экспедиции, в состав которой входило также несколько местных проводников, начался недалеко от побережья. Хотя все, казалось бы, было готово, в дорогу сумели выйти только через два дня. Вначале поднимались вверх по реке, что впадала в море. Однако через неделю лодки пришлось оставить, потому что река стала мелкой, и дальше двигались пешком.

(По В. Малову.)


III. Работа по составлению предложений и синонимической замене предложений.

1. Используя сложноподчиненное предложение с придаточным причины, ответьте на вопрос, почему в выделенных словах в одном случае пишется одна, в другом — две буквы н: вареный картофель; варенный в кастрюле картофель.

2. Запишите 2—3 предложения, содержащие просьбу, приглашение, пожелание, используя союз если (если бы).

(Например: Если бы ты выполнил мою просьбу, я была бы очень признательна тебе. Если тебя не затруднит, принеси мне, пожалуйста, почитать что-нибудь из фантастики.)

Учитель обращает внимание школьников на то, что подобная форма выражения просьбы является мягкой, некатегоричной. Отказать в просьбе, высказанной в такой форме, как правило, нельзя.

— Определите вид придаточных в данных предложениях.

3. Замените придаточное предложение Так как дождь перестал, мы можем отправляться на прогулку придаточным условия.

4. Замените простое предложение Однако, болтая с тобой, грибов не соберешь (А. Пушкин) сложноподчиненным с придаточным: а) условия; б) следствия; в) причины.

5. Подберите к главному предложению Летом я много читала... придаточные причины, уступки, следствия, цели.

6. Объясните причину вашего отсутствия на классном часе: а) в деловой (объяснительной) записке; б) в записке другу.

— Какие союзы могут быть использованы для связи придаточных с главным в данных речевых ситуациях?

7. Упражнения на преобразование предложений (№ 143, 158, 164 — по выбору учителя).


IV. Тест (по выбору учителя)1.

I вариант

I. Найдите сложноподчиненные предложения.

1. В прошлом году, как рассказывал мне дед, лавиной снесло домик у дороги.

2. По мере того, как мальчишки взрослели и привыкали к воде, им разрешалось садиться на весла.

3. Ученый должен был узнать много ли сохранилось предметов, найденных в кургане.

4. К полудню опять появились тучи и начал капать дождь, мелкий, теплый, не приносящий прохлады.

II. Укажите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

А. нет

Б. 2, 4

В. 2, 3

Г. 3, 4

III. Найдите сложноподчиненное предложение, в котором придаточное присоединено к главному с помощью союзного слова.

А. нет

Б. 1, 2

В. 1, 3

Г. 1, 2, 3

IV. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

А. нет

Б. 1

В. 2

Г. 3

V. Определите тип третьего предложения.

A. простое

Б. сложносочиненное

B. сложноподчиненное

Г. сложное бессоюзное

VI. Есть ли среди приведенных предложений такие, структура которых соответствует схеме:

[двусоставное], союз [неопределенно-личное]?

А. 1

Б. 2

В. 3

Г. нет


II вариант

I. Найдите сложноподчиненные предложения.

1. Издалека лишь дуновенье ветерка роптанье листьев приносило да с темным берегом уныло шепталась горная река.

2. Это был первый бал после его приезда из Петербурга однако он присутствовал на нем без удовольствия, не стараясь понравиться.

3. Гоголя мы узнаём в ту пору нашей жизни, когда каждая страница жизни равноценна для нас пережитому событию.

4. Чтобы не заблудиться в лесу, собирая грибы, я беру с собой компас.

II. Укажите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

А. нет

Б. 1, 2

В. 1

Г. 2

III. Найдите сложноподчиненное предложение, в котором придаточное связывается с главным с помощью союза.

А. 1

Б. 3, 4

В. 3

Г. 4

IV. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

А. 2

Б. 3

В. нет

Г. 2, 3

V. Определите тип второго предложения.

A. простое

Б. сложносочиненное

B. сложноподчиненное

Г. сложное бессоюзное

VI. Есть ли среди приведенных предложений такие, структура которых соответствует схеме:

[двусоставное], союз [односоставное]?

А. 1.

Б. нет

В. 3

Г. 4


III вариант

I. Найдите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не проставлены).

1. (В) следствие того что в этом году лето знойное и засушливое велика опасность лесных пожаров.

2. За окном ничего нет кроме фонарей.

3. Пожар возникший (в) следствие неосторожного обращения с огнем уничтожил рощицу.

4. Чуть брезжило когда нас разбудили.

5. (В) следствие по делу которое вел новый судья были внесены дополнительные данные.

6. Бесшумно скользя в темноте он пролез через заборчик в сад и уже собирался выйти на улицу.

II. Найдите предложение, в котором придаточное стоит в середине предложения.

А. 1

Б. 4

В. 5

Г. 3

III. Найдите предложение с придаточным причины.

А. 6

Б. 3

В. 1

Г. 5

IV. Найдите предложение, в котором придаточное связано с главным с помощью союзного слова.

А. 1, 4, 6

Б. 5

В. 1, 5

Г. 1, 3

V. Укажите предложение, в котором выделенное слово является предлогом и пишется слитно.

А. 1

Б. 3

В. 5

Г. 1, 3

VI. Использование какого союза придает предложению ...с моря надвигался шторм, полеты запрещались оттенок разговорной речи?

A. благодаря тому что

Б. потому что

B. когда

Г. ввиду того что


IV вариант

I. Укажите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не проставлены).

1. Воодушевляясь вымыслом отец сочиняет что придет в голову а я слушаю с замиранием сердца.

2. Березки словно девочки босые стоят в снегу.

3. Когда Мария увидела ребят сердце ее зашлось от жалости к ним.

4. Обласканные дети поспешно вошли в дом (что) бы впервые за долгие годы скитаний поесть и уснуть в тепле.

5. Сознание того что чудесное было рядом с вами приходит поздно.

6. (Что) бы ни спросили у него товарищи обо всем он мог рассказать.

II. Укажите предложение, в котором придаточное стоит в середине главного.

А. 1

Б. 5

В. 2

Г. 4

III. Найдите предложение с придаточным цели.

А. 2

Б. 4

В. 6

Г.3

IV. Найдите сложноподчиненное предложение с указательным словом в главной части.

V. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются союзами и пишутся слитно.

А. 4

Б. 6

В. 4, 6

Г. ни 4, ни 6

VI. Выберите подчинительный союз, который точнее других передает стиль и смысл высказывания ... есть большое стремление к достижению поставленной цели, можно осуществить самые дерзкие мечты.

А. раз

Б. коль

В. если

Г. как


Домашнее задание: упр. 197, 198.


1 Для контроля знаний и умений учащихся учитель может использовать пособие: Богданова Г. А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 кл. Ч. 2.— М., 2003.






Для любых предложений по сайту: [email protected]