СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ - СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 9 классе

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ - СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель урока: формирование умений: 1) определять значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному; 2) составлять схемы сложноподчиненных предложений с последовательным и параллельным подчинением; правильно ставить знаки препинания в указанных видах предложений; 3) составлять сложноподчиненные предложения с разными придаточными; 4) производить синонимическую замену предложений.


I. Знакомство с новым материалом.

1. Сложноподчиненные предложения с последовательным и параллельным подчинением.

Учащиеся записывают текст, составляют схемы предложений, определяют вид придаточных.

ИЗ ИСТОРИИ КОФЕ

История кофе начинается с веселых животных эфиопского пастуха, которые принимались «танцевать», когда наедались листьев и плодов кофейных деревьев, с шейха-отшельника, который так удачно врачевал с помощью кофе, что был объявлен святым. Солдаты жевали сырые зерна, которые считались полезными, потому что они давали им силу и бодрость. Лишь позднее догадались обжаривать и молоть кофе, чтобы варить из него напиток, без которого сейчас не обходится ни одна деловая встреча, ни дружеская беседа, ни просто небольшой отдых.

(По материалам журнала.)

2. Постановка знаков препинания при сочетании союзов.

1) Мне показалось, что, когда мы расставались, от вас веяло холодом. (А. Чехов.) 2) Он говорил, что когда один предает всех, то это дурно. (Л. Андреев.) 3) Юноша подумал, что если бы дело шло о пустяках, то он бы не противился. 4) Сунула тетерка голову в траву и думает, что коли она сама ничего не видит, так и ее не видно.

3. Знаки препинания при однородных придаточных (с сочинительными союзами).

1) В Пензенской области есть место, где родился великий русский поэт и где провел он свое детство. 2) Однажды, когда гудящий ветер уносил шапки и прятались птицы, рухнула старая ель, стоящая на краю поляны (опущен союз когда). 3) Он сидел и думал о том, что часто приходится в жизни встречаться с хорошими людьми и что от этих встреч ничего не остается, кроме воспоминаний. 4) Мне нравится, что к дому со всех сторон пристроены сени и что если взглянуть на него сверху, то видны только одни крыши.


II. Закрепление материала.

Упр. 200 (письменно).


Домашнее задание: упр. 201 (ч. 1), § 14 (1, 2, 3-й пункты); подготовиться к контрольному словарному диктанту (слова из рамочек).






Для любых предложений по сайту: [email protected]