ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ! - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V-VIII КЛАССАХ

Уроки Русского языка в 9 классе

ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ! - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V-VIII КЛАССАХ

При повторении орфографии целесообразны объединение тем в блоки, отработка алгоритмов. (См.: Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе.— М., 2004.) Работа на уроках строится следующим образом: повторяются правила и способы их применения; на доске и в разделе ученического словаря «Таблицы обобщающего характера» вычерчиваются таблицы (схемы), если они не были записаны в предшествующие годы обучения (см. «Уроки... в 7 классе»), примеры с объяснением записываются в тетрадях.


I. Работа с таблицами.

1. Различайте наречия, существительные, прилагательные, местоимения!

Приемы-помощники.

1) Определите, есть ли зависимое слово.

(Наречие не имеет при себе зависимых слов, существительное имеет при себе зависимое слово (другое существительное или прилагательное).)


Наречие


виднелся (где?) вдали






нырнуть (куда?) вглубь


подумай (когда?) сначала




По аналогии:

Наречие



светит (как?) по-весеннему




тратить время (как?) впустую




потому (почему?) и не пришел



2) Наречие всегда можно заменить другим наречием; существительное, прилагательное, местоимение — той же частью речи: впустую (зря), с начала зимы (с конца зимы).

3) Поставьте словосочетание в начальную форму. Если это существительное, то в начальной форме предлога не будет: в дали голубой — голубая даль.


Наречие



вначале подумай

сперва подумай


Имя существительное



2. Отличайте союзы от других частей речи!


Чтобы (союз)

Союз всегда пишется слитно.

Я хочу, чтобы ты дал мне совет.

Я зашел, чтобы обсудить с тобой эту проблему.

1) Бы нельзя опустить или переставить в другую часть предложения.


2) Союз чтобы можно заменить синонимичными составными союзами:

чтобы = для того чтобы

чтобы = с тем чтобы

Какой сделать подарок, чтобы порадовать его?


Тоже, также (союзы)

(тоже = также = и)

1) Же в союзах нельзя опустить или переставить без искажения смысла предложения.

2) Тоже, также (как служебные части речи) не отвечают на вопросы, не являются членами предложения.

Ср.: Я тоже это прочитал. Я также это прочитал. И я это прочитал.










Зато (союз)

Зато = но

Встретиться не удавалось, (= но) зато письма писали часто.




Потому (союз)

Оттого (союз)

(потому = оттого)

(связывают части сложного предложения)

Мне грустно, потому что весело тебе.

Что бы (местоимение с частицей)


Я спросил, что бы мне почитать об этом.

Я хочу знать, что бы ты мне посоветовала.

1) Вы можно опустить или переставить в другую часть предложения:

Я спросил, что прочитать об этом. Я хочу знать, что ты мне посоветовала бы.

2) Что можно наполнить содержанием, заменить существительным:

Что прочитать? Книгу, газету, журнал.

Я не знаю, что бы ему подарить. Что? Книгу, марки, кассету.



То же (местоимение с частицей)

Так же (наречие с частицей)

1) Же можно опустить без искажения смысла предложения.

2) И местоимение, и наречие отвечают на вопросы, являются членами предложения.

3) Местоимение то может быть либо определением, либо дополнением, а наречие — обстоятельством.

4) Наречие так обычно сопровождается сравнительным оборотом с союзом как, отвечает на вопросы как? каким образом?

5) Местоимение то может указывать на какой- либо предмет, о котором можно спросить что именно?

Он требовал то же (что именно?), что и вы.

6) Местоимение то можно заменить другим местоимением, в нем легко изменить род, число.

Во всем городе не было людей, настроенных (как?) так (же) спокойно и в то (какое?) (же) время торжественно, как эти двое (то самое время; в те времена).

Обратите внимание на правописание сочетаний: то же..., что; то же самое; одно и то же; точно так же, как...; все так же, как.


За то (местоимение с предлогом)

Не берись (за что?) за то, что тебе не по силам.

За то (какое?) время, что я отсутствовал, здесь многое изменилось.

(Местоимение то легко заменить существительным или прилагательным: не берись за трудное дело; за короткое время.)


По тому (местоимение с предлогом)

От того (местоимение с предлогом)

Вы не должны судить меня по тому,доп. что я делаю (по делам).

Лодка оттолкнулась от тогоопр. берега (от другого берега).


3. Различайте предлоги и омонимичные части речи!


Предлоги

В течение всего года он усердно занимался.

Сочетания с предлогами в течение, в продолжение имеют значение времени, отвечают на вопросы когда? как долго?




Ремонтировали дом в продолжение месяца (= в течение месяца).




В заключение (= под конец) статьи были подведены итоги.

(в заключение = под конец, в итоге)

Вследствие (= ввиду) засухи река обмелела.

(вследствие, ввиду = из-за, по причине)

Сочетания с предлогами вследствие, ввиду указывают на причину, отвечают на вопросы почему? По какой причине?


Предлоги

Несмотря (на)

Пошли в поход, несмотря на непогоду.

(Можно заменить «вопреки чему-то», имеет значение уступки — «хотя была непогода».)

Имена существительные

В течении реки много поворотов.

Рассуждаем так:

1) Начальная форма — течение (реки).

2) Вопросы:

смысловой — где?

падежный — в чем?

3) Можно вставить прилагательное в (нижнем) течении реки.

Следовательно, это имя существительное на -ие, в предложном падеже окончание -и.

В продолжении (где? в чем? — пр. пад.) романа встретились старые герои.

В продолжение (куда? во что? — вин. пад.) введены новые герои.

Декабристы находились в заключении в Петропавловской крепости

(заключение — осуждение; в длительном заключении).

В следствие по делу о хищении вкралась ошибка.

(Начальная форма — следствие (по делу) — сущ. на -ие; куда? во что? — вин. пад.; окончание -е).

В следствии (сущ. на -ие; где? в чем? — пр. пад.; окончание -и) по делу выяснилось много новых фактов.


Деепричастия

Не смотря

Шел, не смотря себе под ноги.

(Обозначает добавочное к основному глаголу действие — «шел и не смотрел»; можно заменить деепричастием не глядя; относится к глаголу, отвечает на вопросы как? что делая?)


Запомните: предлоги благодаря, согласно, вопреки требуют постановки существительного в дательном падеже:

согласно (чему?) приказу

благодаря (чему?) обстоятельствам

вопреки (чему?) прогнозу


II. Тренировочные упражнения (по выбору учителя).

1. Запись с объяснением.

Он тоже человек талантливый; о нем можно сказать то же самое; все были заинтересованы в продолжении рассказа; вследствие сильного снегопада; перевести на счет школы; идти по прежнему пути; думать по-прежнему; поговорить насчет экскурсии; в продолжении романа известного писателя; иметь в виду эти обстоятельства; дорого, зато красиво; забежать за то дерево; не видеться в течение года; сначала все продумай; с начала лета; говорить одно и то же; впоследствии принять участие в следствии.


2. Материал для предупредительных диктантов.

1. 1) Предлоги в течение, в продолжение пишутся в два слова и имеют на конце е. 2) В дали моря белеет парус. 3) От того, кто не мил, и подарок постыл. (Поел.) 4) Автобус задержался, оттого Митя и опоздал на лекцию. 5) Разговор отложили на конец недели. 6) Наконец тронулись в путь. 7) По прежнему пути возвращаться не хотелось. 8) Тебе не надоело говорить одно и то же? 9) Что бы ни случилось, надо, чтобы все оставались спокойны. 10) Это надо было сделать во что бы то ни стало. 11) В лесу по-прежнему было тихо. 12) К решению этого вопроса можно подойти по-разному. 13) Впоследствии он вспомнил об этом во время дальнего похода.

2. В течение многих тысячелетий меняется форма земной поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии могла образоваться суша. С реками и озерами происходит то же самое. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. Так как эти части расширяются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины, в которые попадает вода. При замерзании она увеличивается в объеме и с огромной силой разрывает даже камни.

Растения и животные тоже играют важную роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая в течение какого-то времени разъедает камень. Если в трещину попадает семя, оно прорастает и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать ее. Вследствие этого происходит выветривание.

(Н. Ефимова.)


3. Записать пары словосочетаний с данными словами.

На верх — наверх, в даль — вдаль, на встречу — навстречу, вначале — в начале, по-летнему — по летнему, по-новому — по новому, потому — по тому, не смотря — несмотря, чтобы — что бы.


III. Тест (правописание предлогов)2.

(Выбранный ответ обведите кружочком.)

1. На месте точек пишется и:

A. идти в течени.. дня

Б. вследстви.. невнимания

B. в течени.. реки пороги

Г. занимался в продолжени.. года

2. На месте точек пишется е:

A. эти герои действуют в продолжени.. романа

Б. трудно отыскать ошибку в следстви..

B. вспомнили об этом впоследстви..

Г. смотрел на него в течени.. минуты

3. Пишется слитно:

A. (в)течение получаса

Б. (в)продолжение дня

B. (в)следствие засухи

Г. (в)следствии допущена ошибка

4. Пишется слитно:

A. обнаружить (в)последствии недочет

Б. включить (в)следствие

B. иметь это (в)виду

Г. (в)течение многих лет

5. Пишется раздельно:

A. говорить (на)счет похода

Б. (в)виду недостатка времени

B. узнал (в)последствии

Г. (в)виде бабочки

6. Пишется раздельно:

A. (в)следствие непогоды

Б. (в)виду болезни

B. что-то (в)роде дневника

Г. согласуй (в)роде


Домашнее задание: упр. 31, 33.


1 Уроки, отмеченные *, даются за счет уроков повторения в конце учебного года.

2 В качестве дополнительного материала к уроку учитель может использовать книги: Богданова Г. А., Кириченко Г. И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку: 9 кл. — М., 2000. — С. 81—83; Богданова Г. А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 кл. Ч. 1. — М., 2004. — С. 17—19.






Для любых предложений по сайту: [email protected]