Уроки Русского языка в 9 классе
КОМПЛЕКСНОЕ ПОВТОРЕНИЕ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V-VIII КЛАССАХ
Запись под диктовку.
Василий Андреевич Жуковский — поэт, друг и наставник Пушкина. Он первый обратил внимание на незаурядный талант поэта-лицеиста. «Это надежда нашей словесности,— пишет он Вяземскому — одному из ярких представителей созвездия поэтов того времени — в 1815 году.— Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет».
Прочитав поэму «Руслан и Людмила», Жуковский, восхищенный творением молодого поэта, дарит ему свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя». «Ты имеешь не дарование, а гений... Ты рожден быть великим поэтом»,— напишет позднее Жуковский Пушкину, выражая общее мнение.
Пушкин дорожил дружбой с Жуковским, называл его своим «гением-хранителем». В стихотворении «К портрету Жуковского» он предсказывает:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль...
(По И. Черновой.)
Вопросы к анализу текста.
1. Докажите, что это текст. Укажите средства связи предложений в нем.
2. Как вы понимаете выражение пленительная сладость стихов?
3. Найдите в тексте синоним слова учитель (наставник). Подберите синонимы к словам незаурядный (способный, талантливый, гениальный, выдающийся и пр.), восхищенный (пораженный, удивленный и пр.), расположив их по мере усиления признака. Как называется такое средство выразительности? (Градация.) К каким частям речи относятся синонимы каждого ряда? (К одной части речи.)
4. Объясните постановку знаков препинания в тексте.
(Внимание учащихся обращается на знаки препинания при цитировании стихотворения: при соблюдении авторской строфы кавычки не ставятся.)
5. Выделите грамматические основы в предложениях последнего абзаца.
6. Найдите слова:
1) с орфограммой-согласной в корне и объясните выбор орфограммы;
2) с безударной гласной в корне, проверяемой ударением (6—7 слов); подберите к ним проверочные и однокоренные слова; подберите 4—5 однокоренных слов к существительному даль;
3) с чередующейся гласной в корне, укажите условия ее выбора; назовите корни, в которых происходит чередование е//и, а//о; подберите и запишите по 2—3 примера на каждый случай, объяснив графически выбор гласной; назовите другие виды орфограмм-гласных в корне; приведите примеры;
4) однокоренные к глаголу дарит (дарование); подберите еще 3—4 однокоренных слова различных частей речи;
5) с нулевым окончанием. На что оно указывает?
(Например: дорожил — указывает на то, что глагол в прошедшем времени стоит в единственном числе, мужском роде.)
Без окончания (например: прочитав, позднее).
Можно ли определить лицо глаголов помочь, дорожил? Почему?
(Неопределенная форма и форма прошедшего времени не имеют личных окончаний.)
7. Назовите первую букву и первый звук слова его (буква е, звук [j’]2).
8. Разберите по составу слова соединиться, словесность Запишите 2—3 примера слов с суффиксом -ес-. (Чудеса, небесный, телесный и пр.)
Важно научить школьников анализу слова по составу: соединиться — глагол (определение части речи разбираемого слова обязательно!); окончание -тъ указывает на то, что он стоит в начальной (неопределенной) форме; остальная часть слова — основа; неизменяемая приставка со-, такая же приставка в словах сотворить, согреть, содействовать и пр.; корень -един-, такой же корень в словах единство, единение, объединиться и др.; -и- — глагольный суффикс (строить, говорить, спорить и др.); -ся — суффикс возвратности (умываться, любоваться и пр.).
Такой разбор (мы бы его назвали комплексным) помогает формированию умения подходить к морфемному анализу слова неформально, показывает, умеет ли школьник устанавливать языковые связи, обобщать языковые явления, повышает орфографическую грамотность, расширяет словарный запас учащихся.
Домашнее задание: упр. 2, 4, 5, 9.
1 При повторении рекомендуется использовать таблицы обобщающего характера, записанные в ученический словарь в предшествующие годы обучения. (См.: Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе; Уроки... в 6 классе; Уроки... в 7 классе; Уроки... в 8 классе — любые издания; см. также: Богданова Г. А., Кириченко Г. И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку: 9 кл.— М., 2000; Богданов а Г. А. Русский язык без репетитора. Ч. I. Орфография.— М., 2005.
2 Рекомендуем систематически включать в уроки элементы фонетического разбора.