ЗАПЯТАЯ В ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ - БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 9 классе

ЗАПЯТАЯ В ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ - БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель урока: систематизировать знания учащихся о постановке запятой в простом и сложном предложениях.


I. Орфографическая работа.

Приобщиться к достижениям мировой культуры, присутствовать на презентации, приготовить тезисы доклада, не рассчитывать на беспрекословное подчинение, поражаться причудам природы, преобразить старинную усадьбу.


II. Объяснительный диктант.

Учащиеся записывают предложения, объясняют постановку знаков препинания.

1. 1) Они ушли, весело переговариваясь и радостно кивая мне головой. (В. Короленко.) 2) Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В. Короленко.) 3) Шоссе шло на юг, минуя деревни, видневшиеся то справа, то слева.

— Какие лексические и синтаксические средства выразительности языка использованы автором для передачи мощного, страшного по своей силе движения водной стихии? (Лексические: глаголы ходил, колыхался, гремел (высшая точка подъема!) — градация — и уходил создают впечатление надвигающейся и откатывающейся океанской волны; сверкал, светился — синонимы; угасал — антоним — то же впечатление движения волн; существительное бесконечность подчеркивает необъятность водной стихии; синтаксические: использование повторяющегося союза (многосоюзие), с помощью которого создается эффект замедления движения величественного, грозного водяного вала.)

— Используя подобные средства выразительности, придумайте предложение о метели (снежном буране, дожде, падающих листьях и пр.).

2. 1) Полыхая, травы желтеют, и над лугом стелется, беспокоя человека, тонкий аромат увядания. (В. Прибытков.) 2) Если в конце февраля будут сильные холода, это значит, что напор весны слишком слаб и царство зимы протянется гораздо дольше, чем следует. (Г. Рыженков.) 3) Петька родился и вырос в городе, и все здесь для него было поразительно ново и странно. (Л. Андреев.) 4) И долго еще всякая ласка казалась ей [собаке] неожиданным чудом, которого она не могла понять и на которое она не могла ответить. (Л. Андреев.) 5) Когда свет фонаря упал на его глаза, они были расширены и в них был ужас. (Л. Андреев.)


III. Самостоятельная работа.

Упр. 404.

Делается вывод о постановке запятой в простом и сложном предложениях.


Домашнее задание: упр. 405.






Для любых предложений по сайту: [email protected]