БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗАПЯТАЯ И ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ - БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 9 классе

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗАПЯТАЯ И ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ - БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель урока: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.


I. Орфографическая работа.

Приоритетные направления в исследованиях, беспристрастный взгляд на юного аккомпаниатора, беспрецедентный случай, преходящее явление, непререкаемый авторитет, непримиримый борец за идеи гуманизма.


II. Знакомство с новым материалом.

Записываются предложения, объясняется постановка знаков препинания в них, проводятся наблюдения над интонационными особенностями предложений.

1) В дали голубой столбом уж крутился песок золотой, звонков раздавались нестройные звуки, пестрели коврами покрытые вьюки. (М. Лермонтов.)

Внимание девятиклассников обращается на то, что части сложного предложения обозначают перечисление одновременных явлений. Запятая требует прочтения с короткими паузами между предложениями.

2) Мы ехали по широкой распаханной равнине; чрезвычайно пологими волнообразными раскатами сбегали с нее невысокие, тоже распаханные холмы. (И. Тургенев.) 3) Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумруда. (И. Тургенев.)

Интонация этих предложений отличается от предшествующего: точка с запятой требует значительной паузы между предложениями и понижения голоса, почти как на точке. Такие предложения читаются в замедленном темпе, спокойным и несколько пониженным голосом. Учитель акцентирует внимание школьников на том, что главным, ведущим признаком, определяющим выбор запятой или точки с запятой, являются все-таки смысловые отношения между частями сложного предложения и степень их распространенности.


III. Анализ текста.

Учитель сообщает учащимся, что бессоюзные сложные предложения с запятой и точкой с запятой часто используются художниками слова в описаниях природы.

Учащиеся записывают текст, обращая внимание на интонацию и выбор знаков препинания в предложениях.

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

(И. Тургенев.)

— Чем объясняются различия в постановке знаков препинания во втором и последнем предложениях? (Во втором предложении автор перечисляет, что он видит, когда идет к лесу. Между предложениями, которые представляют собой простые, схожие по строению предложения, перечислительная интонация с небольшими паузами, показывающая смену впечатлений. Это требует постановки запятой.

В последнем предложении автор описывает картину лесной тишины и покоя. Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся продолжительными (о тишине нельзя говорить быстро, громко!), голос понижается почти до точки; в простых предложениях есть другие знаки препинания. Перечислительная интонация поэтому в этом предложении обозначается с помощью точки с запятой.)


IV. Закрепление материала.

1. Чтение материала на с. 96.

2. Упр. 217 (устно, выборочно).


Домашнее задание: § 15; упр. 218.






Для любых предложений по сайту: [email protected]