Уроки Русского языка в 9 классе
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ТИРЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ - БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
I. Орфографическая работа.
Присутствовать на премьере спектакля, примитивный подход к решению проблемы, преломляться в сознании большинства людей, пренебрегать опасностью, беспрестанно пререкаться.
II. Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания.
1) «Сказка — воплощенная в поэтической форме мечта человека о прекрасном»,— утверждал К. Паустовский. 2) Всё, к чему приходилось прикасаться: топор, котелок, ветки,— было ледяным и обжигало пальцы. (К. Паустовский.) 3) Дереву цена по плодам, человеку — по делам. (Пословица.)
III. Объяснение нового материала.
Чтение § 17, анализ примеров параграфа.
IV. Тренировочные упражнения.
1. Спишите предложения. Объясните постановку тире. Устно произведите синонимическую замену сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.
(Следует обратить внимание учащихся на то, что тире в бессоюзном сложном предложении требует повышения голоса в первой части предложения и продолжительной паузы.)
Образец выполнения.
1) Настанет вечер — загорятся на небе звезды. 2) Май холодный — год хлебородный. 3) Грянул гром — по дебрям влажным эхо резко засмеялось. (Я. Полонский.) |
когда (время) если (условие) (быстрая смена событий или неожиданный результат действия) |
1) Он засмеется — все хохочут, нахмурит брови — все молчат. (А. Пушкин.) 2) Я стал звать хозяина — молчат; стучу — молчат. (М. Лермонтов.) 3) Ввысь взлетает сокол — жмется уж к земле. (И. Крылов.) 4) Вдруг мужики с топорами явились — лес зазвенел, застонал, затрещал. (Н. Некрасов.) 5) Стало светать — можно было рассмотреть отдельные предметы. 6) Костров нельзя было разводить — легли спать не раздеваясь. 7) Спать долго — жить с долгом. (Пословица.) 8) У зайцев шерсть побелела — зима близко.
2. Упр. 230, 231 (синонимическая замена предложений, устно).
3. Упр. 232 (письменно).
Домашнее задание: упр. 240, 241; вопросы для повторения (с. 108).