КОМПЛЕКСНОЕ ПОВТОРЕНИЕ - Урок 2 - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V-VIII КЛАССАХ

Уроки Русского языка в 9 классе

КОМПЛЕКСНОЕ ПОВТОРЕНИЕ - Урок 2 - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V-VIII КЛАССАХ

I. Проверка домашнего задания.


II. Индивидуальная работа по карточке.

Во время проверки домашнего задания один из учеников работает у доски.

Карточка

Вставьте пропущенные буквы; запишите в столбик однокоренные слова. Сколько будет столбиков? Почему?

М..рово..зрение художника; прим..рять платье; зам..рать от восторга; прим..рять друзей; ум..рать от горя; зам..рять участок; усм..ренный зверь; зам..реть неожиданно.

Дополнительные вопросы: найти именные словосочетания, указать в них главные и зависимые слова, способ связи слов в словосочетаниях.

Вопросы классу:

— Чем отличается слово от словосочетания? словосочетание от предложения? Докажите.


III. Синтаксический разбор предложений (по выбору учителя).

(Определяется грамматическая основа, способы выражения главных членов, вид простых предложений по наличию главных членов.)

1) Две капли брызнули в стекло,

От лип душистых медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

(А. Фет.)

2) Домик над рекою,

В окнах огонек,

Светлой полосою

На воду он лег.

(А. Плещеев.)

(Первое предложение — назывное: — неполное; второе — неполное .)

3) Всю ночь шуршало и шумело,

Шептало, в темень уходя,

Текло, срывалось, шелестело

И что-то мне сказать хотело

Под шум дождя, под шум дождя.

(Вс. Рождественский.)

— Какие средства выразительности использует поэт для создания художественного образа? (Лексический повтор — подбор слов, передающих шум дождя: шуршало, шумело, шептало, шелестело; фонетические — звукопись — наличие сочетаний «шуршащих» звуков: шу, ше, жд; повтор в последней строчке не только заставляет обратить внимание на шум дождя, но и подчеркивает впечатление непрерывности, длительности действия, его повторяемости.)

4) Стояла золотая осень. Погода была отличная. Солнечно. Ледяное утро, теплый и ясный день. Как бы застывшие в прозрачном воздухе деревья-великаны.

Багрянец. Золото. Идешь по лесу и дивишься его красоте.

Хорошо!

(Первые два предложения — двусоставные; третье и последнее — безличные, остальные (кроме предпоследнего) — назывные. Пятое предложение — назывное.)

— Какова роль определенно-личного предложения в этом тексте? (Имеет обобщенное значение.)

5) Глухо, безлюдно кругом. (Я. Полонский.)

6) Птичьи следы на высоком снегу,

Солнечный луч на сосне...

(С. Гершанова.)

(Оба предложения неполные.)

7) Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца.

(А. Плещеев.)

8) Люблю дымок спаленной жнивы,

в степи кочующий обоз.

(М. Лермонтов.)

9) Об этом происшествии потом долго говорили в деревне.

При повторении рекомендуем использовать таблицу «Виды односоставных предложений» (пособия указаны в уроке № 2) или составить ее по мере анализа предложений.


IV. Определите вид односоставного предложения по форме глагола-сказуемого:

1) стоит в наст, вр., 1-м л., ед. ч.;

2) стоит в 3-м л., мн. ч., прош. вр.;

3) стоит в неопр. ф.

Докажите примерами.


Домашнее задание (по выбору учащихся): 1) упр. 42; 2) сочинение-миниатюра (с использованием односоставных предложений разных типов) по одной из тем: «Сентябрь», «Осень», «Пасмурный день», «Раннее утро», «Хандра», «Хорошо!» — или по предложенной самими учащимися теме. Обязательно для всех: упр. 39, 40.






Для любых предложений по сайту: [email protected]