СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 9 классе

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель урока: повторение и углубление сведений о сложном предложении, известных учащимся по курсу V—VIII классов.


I. Лексико-орфографическая работа.

1. Запись в словарь слов колосс, колоссальный.

2. Запись в тетрадях: колосс — статуя громадных размеров.

— Какое устойчивое выражение с данным словом вы знаете? (Колосс на глиняных ногах.)

— Что оно означает? Каково его происхождение? (Выражение употребляется, когда речь идет о чем-нибудь величественном с виду, но по существу слабом. Возникло из Библии, из рассказа о вавилонском царе Навуходоносоре, который увидел во сне огромного металлического истукана на глиняных ногах; камень, оторвавшийся от горы, ударил в глиняные ноги истукана и разбил их (символ его царства, которому суждено разрушиться).)1

3. Подберите синонимы к слову колоссальный (большой, огромный, гигантский, громадный, исполинский и пр.), расположив их в порядке усиления или уменьшения признака («градация» — термин усваивается практическим путем). Определите их как части речи. Устно составьте с ними предложения.


II. Проверка домашнего задания.


III. Работа по карточкам у доски.

Карточка 1

Введите известными вам способами высказывание Н. Карамзина как цитату (письменно).

Богатство языка есть богатство мыслей.

Карточка 2

Введите известными вам способами высказывание Л. Н. Толстого как цитату (письменно). Раскройте скобки, объясните написание не.

(Не)ясность слова есть (не)изменный признак (не)ясности мысли.

Вопрос классу: какой темой объединены высказывания?

Карточка 3

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

1) Зима в..сит на хвойных лапах, (по)праздничному хороша. (А. Тарковский.)

2) Еще (по)зимнему бл..стящий снег, но небо сине..т ярко, (по)весеннему, сквозь облачные с..яющие пары. (И. Бунин.)

3) (По)весеннему небу медленно-медленно плывут облака.

Разберите по составу слово (по)весеннему из второго и третьего предложений.

Данные карточки могут быть использованы для индивидуальной работы и на последующих уроках.


IV. Предлагается несколько вариантов повторения и закрепления сведений о сложном предложении, известных учащимся.

Выбор варианта зависит от того, какие навыки по данной теме отработаны девятиклассниками в предшествующие годы обучения. Разумеется, учитель может использовать и другие варианты. В любом случае надо обратить внимание учащихся на то, что сложное предложение более информативно, чем два простых, входящих в его состав. Ср. первое предложение упр. 51: Было уже часов десять вечера, и над садом светила полная луна. (А. Чехов.) — Было уже часов десять вечера. Над садом светила полная луна. В первом случае вторая часть предложения как бы добавляет значение следствия к содержанию первой части.

Сложное предложение не является механической суммой двух простых предложений, ибо возникает дополнительная информация. Она богаче, сложнее того, что передается с помощью простых предложений, входящих в сложное. Благодаря использованию сложных предложений наша речь становится богаче, разностороннее. Весьма разнообразны и смысловые отношения между частями сложного.

1. Анализ предложений упр. 51 учебника (устно) с одновременным составлением таблицы «Основные виды сложных предложений» (см. с. 21 учебника). Чтение § 7.

2. Анализ предложений: выделение грамматических основ; определение их количества, способов связи простых предложений в составе сложного (при помощи интонации, без союзов и союзных слов, при помощи интонации и союзов или союзных слов); составление схем предложений2; определение видов сложных предложений.

Запись под диктовку фрагмента из стихотворения И. Тургенева «В дороге».

1) Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Анализ четверостишия должен показать школьникам богатые возможности сложных предложений. Следует обратить их внимание на то, что в четверостишии, представляющем собой всего одно сложное предложение, мастерски передается, как сливается в единое целое состояние природы и человека.

— Каким мотивом пронизано все четверостишие? (Мотивом грусти.)

— Какие средства выразительности использует для этого автор?

(Подбор лексических средств, которые помогают передать грустные думы о былом (печальные, вспомнишь былое, что давно прошло, позабытое); состояние героя передается через цветовую гамму — седое утро (где прилагательное — эпитет, как и печальные нивы); синтаксические средства — использование однотипных по структуре предложений, содержащих перечисления, повтор; инверсия.)

Можно сообщить учащимся, что романс, написанный на эти слова,— самый популярный из всех музыкальных произведений на стихи И. Тургенева, и предложить выучить (по желанию) наизусть все стихотворение.

2) Зелень травы и деревьев чернела, покрываясь росой. 3) В глубине дупла послышался шорох, и мы вдруг увидели там толстую змею, свернувшуюся в огромное кольцо. 4) Налетает ветер, и через минуту-другую все скрывается в темноте. 5) Ломоносов справедливо сравнивал русский язык с морем, которое едва ли и пределы имеет. (А. Югов.) 6) Когда стемнело, в комнате зажгли свечи. 7) Я знал: удар судьбы меня не обойдет. (М. Лермонтов.) 8) Последние клочки туч беспорядочно неслись еще по небу; море стихало, колыхаясь и как будто стыдясь своего ночного разгула. (В. Короленко.) 9) Холодно, руки стынут, поясницу не разогнешь, неудобно поворачиваться.

В процессе анализа 2—4 предложений выясняется роль союза и для связи членов предложения и частей сложного предложения. После записи сложноподчиненных предложений анализируется, каковы различия в смысловых отношениях сложносочиненного и сложноподчиненного предложений. (В сложносочиненном отношения между частями сложного равноправны, в сложноподчиненном нет.)

В результате наблюдений учащиеся должны ответить на вопросы:

— Какие виды сложных предложений вам известны?

— Что общего и в чем разница между этими сложными предложениями?


Домашнее задание: упр. 48, 52.


1 См.: Ашукин М. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова.— М., 1998.

2 Авторы учебника предлагают горизонтальные схемы. Мы в своей работе используем так называемые традиционные схемы. (См.: Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе.— Любое издание.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]