Все уроки Русского языка 9 класс
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Главное задачей современной школы есть получение учащимися глубоких и прочных знаний.
Курс русского языка — один из основных школьных предметов. Успешное изучение языка способствует не только общеязыковому развитию и формированию мышления, но и лучшему усвоению других школьных предметов, поскольку на всех уроках учащиеся пользуются языком как средством познания.
Особо важная роль в курсе принадлежит синтаксису и пунктуации, без знания которых практически невозможно изучение русского языка.
Целью настоящего пособия является оказание методической помощи учителям, преподающим русский язык учащимся 9-х классов по новой программе и новому учебнику.
Основные разделы пособия включают:
а) теоретический материал, разъясняющий лингвистические понятия на уровне современной науки о языке;
б) планирование темы;
в) дополнительный дидактический материал (тексты для тренировочных упражнений, контрольных работ и т. д.);
г) методические рекомендации, содержащие советы по изучению синтаксических понятий, приемы развития синтаксических навыков и навыков пунктуации, приемы развития речи.
Структура урока является стандартной и включает в себя следующие этапы:
I. Организационный этап
II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности
III. Работа над темой урока
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Творческая работа в парах
2. Работа в группах (интерактивный прием «Мозговой штурм»)
3. Практическая работа (диктант с дополнительным заданием)
4. Работа над культурой и развитием речи учащихся (работа в парах по уровням)
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Фронтальная беседа (интерактивный прием «Микрофон»)
2. Заключительное слово учителя
VI. Домашнее задание
В книге использованы приемы обобщающего и сопутствующего повторения, дающие возможность решить вопросы преемственности между различными темами курса.
В данном пособии автор не стремился дать готовые методические «рецепты», т. к. оно рассчитано на то, что учителя творчески подойдут к предложенным в нем советам и рекомендациям.
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
Класс |
Оборудование |
I семестр (53 часа) |
||||
Введение |
||||
1 |
Введение. Русский язык в современном мире |
Эпиграф к уроку, учебные тексты, раздаточный материал для работы в группах |
||
2 |
Литературный язык как высшая форма национального языка |
Учебные тексты, раздаточный материал, схема |
||
Повторение (2 часа) |
||||
3 |
Повторение. Основные виды простых предложений. Главные и второстепенные члены предложения |
Учебные тексты, таблица, раздаточный материал |
||
4 |
Повторение. Знаки препинания в простом предложении, осложнённом однородными и обособленными членами |
Таблица, раздаточный материал для индивидуальной работы, учебные тексты |
||
5 |
Развитие речи. Общение и речь. Основные функции общения |
Учебные тексты, раздаточный материал для практической работы и коммуникативного тренинга |
||
Лексикология. Фразеология (3 часа) |
||||
6 |
Стилистические возможности лексических средств |
Учебные тексты, таблица, словарь синонимов, толковый словарь |
||
7 |
Эмоционально и стилистически окрашенные слова и фразеологизмы |
Учебные тексты, толковый и фразеологический словари |
||
8 |
Развитие речи. Лексико-стилистическая подготовка к подробному изложению |
Текст изложения, схема |
||
Сложное предложение (1 час) |
||||
9 |
Сложное предложение и его признаки. Основные виды сложных предложений |
Учебные тексты, схемы, рисунки по теме урока, репродукция картины И. Левитана «Берёзовая роща» |
||
Сложносочинённое предложение (7 часов) |
||||
10 |
Сложносочинённое предложение: его строение и средства связи в нём |
Учебные тексты, таблица |
||
11 |
Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём (закрепление) |
Учебные тексты, схема, таблица |
||
12 |
Развитие речи. Общение. Различные ситуации общения (урок-тренинг) |
Учебные тексты, раздаточный материал для работы в парах, группах |
||
13 |
Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения |
Учебные тексты |
||
14 |
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения |
Учебные тексты, текст для наблюдения |
||
15 |
Тематическая контрольная работа (диктант + чтение молча) |
Текст диктанта (два варианта), текст для чтения молча |
||
16 |
Развитие речи. Законы общения (систематизация и обобщение изученного) |
Учебные тексты, раздаточный материал для работы в парах |
||
17 |
Обобщение и систематизация изученного о сложносочинённом предложении |
Учебные тексты, репродукция картины К. Юона «Мартовское солнце» |
||
18 |
Развитие речи. Искусство ведения беседы |
Учебные тексты, раздаточный материал для работы в парах и группах, памятка |
||
19 |
Тематическая контрольная работа (выполнение тестовых заданий по теме) |
Тестовые задания (два варианта) |
||
20 |
Развитие речи. Урок- практикум по теме «Деловое общение. Решение конфликтных ситуаций» |
Учебные тексты, памятка, раздаточный материал для работы в парах, группах, для ролевой игры |
||
Сложноподчинённое предложение (18 часов) |
||||
21 |
Сложноподчинённое предложение. Подчинительные союзы и союзные слова |
Таблица, учебные тексты |
||
22 |
Строение сложноподчиненного предложения. Указательные слова |
Учебные тексты, таблица |
||
23 |
Строение сложноподчинённого предложения. Особенности присоединения придаточных предложений к главному |
Учебные тексты, раздаточный материал |
||
24 |
Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению о роли знаний в жизни человека |
Учебные тексты, толковый словарь, раздаточный материал для работы в парах, группах |
||
25 |
Развитие речи. Сочинение- рассуждение о роли знаний в жизни человека |
Учебные тексты |
||
26 |
Основные виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными |
Учебные тексты, раздаточный материал |
||
27 |
Местоименно-определительные придаточные предложения |
Учебные тексты, раздаточный материал, сборник афоризмов |
||
28 |
Развитие речи. Сжатое изложение текста на морально-этическую тему (с выполнением творческого задания) |
Текст изложения |
||
29 |
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными |
Учебные тексты, раздаточный материал для работы в парах |
||
30 |
Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными (продолжение темы) |
Учебные тексты |
||
31 |
Развитие речи. Изложение-перевод с украинского языка на русский (с использованием изученных синтаксических конструкций) |
Текст изложения-перевода, репродукция картины И. Крамского «Русалки» |
||
32 |
Тематическая контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) |
Текст диктанта (два варианта) |
||
33 |
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными |
Таблица, учебные тексты |
||
34 |
Сложноподчиненные предложения с придаточными степени и образа действия, сравнительными |
Учебные тексты, схемы |
||
35 |
Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени |
Учебные тексты, схемы, раздаточный материал |
||
36 |
Развитие речи. Изложение текста на морально-этическую тему с выполнением творческого задания |
Текст изложения, раздаточный материал |
||
37 |
Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и цели |
Схемы, учебные тексты |
||
38 |
Сложноподчиненные предложения с придаточными условия и уступки |
Учебные тексты, раздаточный материал, репродукция картины В. Перова «Тройка» |
||
39 |
Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия и присоединительными |
Учебные тексты, раздаточный материал |
||
40 |
Развитие речи. Текст. Структура текста (обобщение и систематизация). Урок- практикум |
Раздаточный материал, учебные тексты, словари |
||
41 |
Развитие речи. Средства связи частей текста (практическая работа) |
Учебные тексты, раздаточный материал |
||
42 |
Развитие речи. Устное высказывание на лингвистическую тему |
Раздаточный материал |
||
43 |
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными |
Схемы, учебные тексты |
||
44 |
Сложноподчинённое предложение. Обобщение изученного (урок-практикум) |
Учебные тексты, раздаточный материал, текст диктанта, репродукция картины И. Левитана «Берёзовая роща» |
||
45 |
Тематическая контрольная работа (выполнение тестовых заданий по языковой теме) |
Тестовые задания (два варианта) |
||
46 |
Развитие речи. Стилистические способности художественного текста |
Таблица, отрывки из художественных текстов, толковый словарь, раздаточный материал |
||
47 |
Развитие речи. Чтение- понимание художественного текста. Составление письменного высказывания на основе прослушанного текста |
Художественный текст |
||
Бессоюзное сложное предложение (9 часов) |
||||
48 |
Общее понятие о бессоюзном сложном предложении |
Учебные тексты, таблица |
||
49 |
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении |
Учебник, учебные тексты |
||
50 |
Развитие речи. Слушание- понимание научно-популярного текста, пересказ его содержания на основе вспомогательного материала |
Научно-популярные тексты |
||
51 |
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении |
Учебные тексты, раздаточный материал |
||
52 |
Тире в бессоюзном сложном предложении |
Учебные тексты |
||
53 |
Тематическая контрольная работа (диктант + аудирование) |
Текст диктанта (два варианта), текст для аудирования |
||
II семестр (34 часа) |
||||
54 |
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении |
Учебные тексты, репродукции картин И. Айвазовского |
||
55 |
Развитие речи. Использование бессоюзных сложных предложений в художественных произведениях (пейзажные зарисовки И. Тургенева) |
Отрывки из произведений И. Тургенева, текст изложения, раздаточный материал |
||
56 |
Развитие речи. Самостоятельная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение» |
Учебные тексты, раздаточный материал, репродукция картины В. Поленова «Осень в Абрамцеве» |
||
57 |
Тематическая контрольная работа (выполнение тестовых заданий по теме) |
Тестовые задания (два варианта) |
||
Сложное предложение с разными видами связи (7 часов) |
||||
58 |
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи |
Учебные тексты, таблица |
||
59 |
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи |
Учебные тексты, раздаточный материал |
||
60 |
Развитие речи. Текст. Комплексный стилистический анализ текста (урок-практикум) |
Раздаточный материал |
||
61 |
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи (продолжение) |
Учебные тексты, раздаточный материал, репродукция картины А. Рылова «В голубом просторе» |
||
62 |
Развитие речи. Использование в речи сложных предложений с разными видами связи |
Учебные тексты, раздаточный материал, текст изложения, репродукции картин Ф. Решетникова |
||
63 |
Развитие речи. Практическая работа по конструированию и использованию в речи сложных предложений |
Учебные тексты, раздаточный материал, репродукции картин И. Левитана |
||
64 |
Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи (урок-практикум) |
Учебные тексты, раздаточный материал, памятка, конспект |
||
65 |
Тематическая контрольная работа (выполнение тестовых заданий по теме) |
Тестовые задания (два варианта) |
||
66 |
Развитие речи. Выборочное изложение текста публицистического стиля (с творческим заданием) |
Текст изложения, текст стихотворения Д. Павлычко, учебные тексты |
||
67 |
Развитие речи. Устное сочинение на общественные темы (с элементами интервью) |
Запись на доске, рисунки |
||
68 |
Развитие речи. Концовка и её назначение в тексте. Виды концовок |
Раздаточный материал |
||
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (10 часов) |
||||
69 |
Итоговое повторение. Фонетика. Графика. Орфография |
Запись на доске, обобщающие таблицы |
||
70 |
Итоговое повторение. Лексика. Фразеология |
Обобщающие таблицы, лингвистические словари |
||
71 |
Развитие речи. Составление тезисов научно-популярной статьи |
Текст научно-популярной статьи |
||
72 |
Развитие речи. Слушание- понимание текстов разных типов и стилей на общественные темы (о выборе профессии) |
Учебные тексты, раздаточный материал |
||
73 |
Итоговое повторение. Состав слова. Словообразование. Орфография |
Обобщающие таблицы, раздаточный материал |
||
74 |
Итоговое повторение. Морфология современного русского языка |
Обобщающие таблицы, раздаточный материал |
||
75 |
Развитие речи. Составление конспекта научно-популярной статьи |
Текст научно-популярной статьи |
||
76 |
Развитие речи. Сочинение на общественно важную тему (экологическую) |
Запись на доске, учебные тексты, слайды, фотографии картин природы |
||
77 |
Итоговое повторение. морфология. Орфография. Н и нн в прилагательных, причастиях и наречиях |
Обобщающая таблица, учебные тексты |
||
78 |
Итоговое повторение. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Различение на письме не и ни |
Обобщающие таблицы, учебные тексты |
||
79 |
Развитие речи. Реферат по двум-трём источникам |
Тексты статей для реферирования, таблица «Модель реферата научной статьи» |
||
80 |
Итоговое повторение. Основные случаи дефисных написаний |
Обобщающие таблицы, учебные тексты |
||
81 |
Развитие речи. Официально-деловой стиль речи. Заявление |
Схема, раздаточный материал |
||
82 |
Развитие речи. Официально-деловой стиль речи. Автобиография |
Схема, раздаточный материал |
||
83 |
Развитие речи. Официально-деловой стиль речи. Резюме |
Раздаточный материал, таблица, схема |
||
84 |
Итоговое повторение. Синтаксис и пунктуация простого предложения |
Обобщающие таблицы, раздаточный материал |
||
85 |
Итоговое повторение. Предложения с обособленными членами, обращениями, вводными словами |
Обобщающие таблицы, раздаточный материал |
||
86 |
Итоговая контрольная работа |
Контрольные задания (4 варианта) |
||
87 |
Развитие речи. Перевод с украинского языка на русский текста публицистического стиля |
Текст публицистического стиля (на украинском языке) |