Введение. Русский язык в современном мире - ВВЕДЕНИЕ

Все уроки Русского языка 9 класс

Введение. Русский язык в современном мире - ВВЕДЕНИЕ

Цели: раскрыть функции русского языка в современном мире; расширить и углубить общие сведения о языке, о его международном значении; совершенствовать навыки составления плана, тезисов по новому материалу, культуру устного и письменного речевого общения, навыки работы в группах; развивать творческое мышление; активизировать и пополнять словарный запас учащихся.

Оборудование: эпиграф к уроку, учебные тексты, раздаточный материал для работы в группах.

Тип урока: комбинированный.

Русский язык должен стать мировым языком.

Настанет время (и оно не за горами),— русский

язык начнут изучать по всем меридианам земного шара.

А. Толстой

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

Ознакомление учащихся с программой изучения курса русского языка в 9 классе


II. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

В 1934 г. замечательный русский писатель А. Н. Толстой предрекал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами),— русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».

Писатель не ошибся в своем предсказании. Это время пришло. Русский язык в последние десятилетия не только небывало

распространился по всей планете, не только завоевал уважение и признание разных наций и народов, но и юридически санкционирован в качестве мирового языка — одного из официальных языков Организации Объединенных Наций.

Русский язык был издавна известен и в соседних, и в запредельных землях. В торговле с мужественной и дружелюбной страной был кровно заинтересован и Запад, и Восток. Волей-неволей будешь изучать и язык этого великого и таинственного народа, населившего обширные пространства между Западной Европой и Азией. Англичанин Генрих Лудольф, долго живший в России и наблюдавший быт и язык разных сословий, в том числе и простого люда, в 1696 г. издал в Англии одну из первых описательных русских грамматик. В ней он, в частности, отмечал: «Не только те народы пользуются русским языком, которые находятся в подданстве обширнейшей царской империи, но даже бухарцы, ведущие торговлю между Индией и Россией, изучают его».


III. Работа над темой урока

(Сильным учащимся предлагается составить в тетрадях тезисы сообщения учителя, остальным — его план)

Сообщение учителя

На вопрос «Сколько языков в мире?» никто не даст точного ответа. Среди языков есть большие и малые, а есть и великие. Слова большие, малые и великие лингвисты употребляют не для того, чтобы возвеличить один язык над другим, и не для того, чтобы сказать, будто один язык лучше другого. Дело только в количестве говорящих, в том, что на одних языках говорят миллионы людей, а на других — едва несколько сотен.

Больше половины землян говорят на одном из пяти крупнейших языков мира. Такие языки называются мировыми (используется также образное выражение «клуб мировых языков»). Чтобы язык получил «звание» мирового, нужно, чтобы на нём говорило не меньше 200 миллионов человек.

Сколько же людей в мире говорит по-русски?

Вот несколько цифр, свидетельствующих о распространении русского языка в наше время: русский язык является родным для 170 миллионов человек, и 350 миллионов человек его понимают. Большинство говорящих по-русски живёт, конечно же, в России, остальные — за её пределами. Кто эти люди?

Это те, кто живёт на территории стран СНГ и Балтии, а также те, кто проживает в странах традиционного зарубежья. Для них специально издаются журналы и книги на русском языке, ведётся обучение в школах, между собой эти люди продолжают общаться по-русски.

Однако русский язык изучают и те, для кого он не является родным (около 180 миллионов человек). Так, в Германии, Австрии и Швейцарии русский язык в первую очередь интересует тех, кто занимается или будет заниматься бизнесом. В Израиле русский изучают дети из многочисленных русскоговорящих семей. Японцев и многие другие народы привлекает удивительная русская литература. А в последнее время появился и чисто «спортивный интерес» к изучению русского языка — ведь зимние Олимпийские игры будут проходить на территории России — в черноморском городе-курорте Сочи.

В общем, мотивы изучения русского языка в зарубежных странах самые разные. Ясно одно: русский язык активно распространяется в мире и по праву входит в «клуб мировых языков». Изучайте же и оберегайте русский язык!


IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Творческая работа в парах

(творческое применение изученного ранее материала о языке)

Почему народы мира изучают русский язык? В своих ответах используйте вводные слова во-первых, во-вторых, в-третьих.


2. Групповая работа (интерактивный прием «Мозговой штурм», класс поделен на 3 группы)

Задание. Прочитайте высказывания известных писателей о языке и, опираясь на полученные ранее сведения, сделайте вывод о богатстве, красоте, выразительности и развитости русского языка.

«Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью... Русский язык в умелых и опытных устах — певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен...» (А. Куприн)

«Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!» (Н. Карамзин)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. Берегите чистоту языка, как святыню!» (И. Тургенев)


3. Практическая работа. Диктант с дополнительным заданием

Запишите текст под диктовку. Найдите в тексте устаревшие слова и формы слов. Объясните их значение.

Карл V, римский император, говаривал, что гишпанским языком — с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятельми, италиянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашёл бы в нём великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того — богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языков.


4. Работа над культурой и развитием речи учащихся

Работа в парах (по уровням)

1 уровень. Составьте и разыграйте с соседом по парте диалог на тему «Язык нашей семьи».

2 уровень. Составьте и разыграйте с соседом по парте диалог о том, почему мы, граждане Украины, изучаем русский язык.

3 уровень. Посовещавшись в парах, обоснуйте справедливость мнения:

«Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами),— русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Фронтальная беседа с использованием интерактивного приема «Микрофон»

• Каким условиям должен соответствовать язык, чтобы считаться мировым?

• Почему русский язык стал мировым языком?

• Назовите причины популярности русского языка в мире.

• Приведите примеры русских слов, которые вошли в другие языки планеты без перевода.

2. Заключительное слово учителя

Последние несколько лет интерес к русскому языку на Украине стабильно растет. И связано это в основном с ростом культурных и экономических связей с Россией. Русский язык в Западной Европе сегодня учат экономисты и юристы, таксисты и полицейские, работники туристического бизнеса и продавцы. Объявление типа «Фирме требуются работники со знанием английского и русского языков» можно увидеть и в Армении, и в странах Балтии, и во Франции.

Изучая русский язык, его развитие, вникайте в суть грамматических правил, размышляйте над значением слов, над их сочетаниями, осмысливайте суть каждого предложения. Помните, что поколения русских людей, пользуясь языком, обогащая и совершенствуя его, отразили в словах, словосочетаниях, предложениях и свою природу, и свою историю, и поэзию, и отношение к жизни.


VI. Домашнее задание

По материалам урока обосновать (письменно) функции русского языка в современном мире (7-8 предложений)






Для любых предложений по сайту: [email protected]