Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению о роли знаний в жизни человека - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Все уроки Русского языка 9 класс

Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению о роли знаний в жизни человека - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: помочь учащимся осмыслить роль знаний в жизни человека; совершенствовать умения создавать собственные высказывания на основе личного опыта, делать необходимые выводы, обобщения; развивать ассоциативное, образное мышление.

Оборудование: учебные тексты, толковый словарь, раздаточный материал для работы в парах, группах.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание 2—3 творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока развития речи)

2. Беседа с учащимися о смысле пословиц (пословицы записаны на доске)

Человек без знаний, что земля без полива.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Знание дороже богатства.

Голова научит — руки сделают.

Без терпенья нет ученья.


III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Сегодня на уроке мы поговорим:

• о развитии способностей и таланта;

• о воспитании силы воли;

• о том, как учиться;

• о роли оценки в современной школе;

• о новых предметах в школе; подискутируем:

• о школе будущего;

• о том, надо ли учиться по способностям.

На материале сегодняшнего урока вы должны научиться: характеризовать человека по способностям, по отношению к труду, рассказывать о развитии способностей, о самовоспитании.

Знаете ли вы, какова цена лени?

За 12 лет обучения в школе ученику приходится работать на уроках в течение 519 750 минут. А если он на каждом уроке 20 минут так просто «отбывает своё время», то он в общей сложности теряет 231 000 минут. То есть после окончания средней школы его знания по ряду учебных предметов находятся на уровне 6-7 класса.

Как вы смотрите на это? Может ли человек с семилетним образованием справиться с компьютерной техникой, робототехникой, которые всё больше проникают в нашу жизнь?


IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся

1. Словарная работа

Для обсуждения проблем, связанных со школой, вам необходимо усвоить целый ряд слов и словосочетаний. Незнакомые вам слова выпишите в свой словарик. Найдите их значение по словарю. Запись на доске

Способности: умственные, математические, технические, гуманитарные, музыкальные, блестящие, отличные, средние

способности (к чему?) к математике, к технике, к музыке, к гуманитарным наукам

обладать способностями

иметь способности

отличаться способностями

проявлять (проявить) способности

развивать (развить) способности, талант, силу воли, настойчивость, трудолюбие, усидчивость, терпение

развитие способностей

приучать (приучить) себя к труду

отсутствие трудовых навыков

врождённые задатки, развивать врождённые задатки

ученик (какой?) умный, способный, одарённый, талантливый, гениальный, ленивый, глупый, ограниченный

даваться легко (математика даётся мне легко)

усваивать с трудом

прилагать (приложить) максимум усилий, труда


2. Анализ содержания высказываний о роли знаний в жизни человека (обращается также внимание на трудные орфограммы и пунктуацию)

1) Знать необходимо не за тем, чтобы только знать, но и для того, чтобы научиться делать (М. Горький). 2) Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью (Л. Толстой). 3) Незнанием никогда не следует хвалиться: незнание есть бессилие (Н. Чернышевский).


3. Практическая работа с языковым материалом (тексты разложены на каждой парте)

Прочитайте советы В. Сухомлинского сыну. Выпишите те советы, которые кажутся вам наиболее важными.

• Если хочешь, чтобы у тебя было достаточно времени, ежедневно читай. Читай каждый день, и основательно штудируй несколько (4-6) страниц литературы, связанной с учебными дисциплинами. Всё, что ты читаешь,— это интеллектуальный фон твоего учения. Чем больше читаешь ежедневно, тем больше будет у тебя резерв времени.

• Начинай рабочий день рано утром, часов в 6. Если ты привыкнешь к началу своего рабочего дня в 6 часов, то старайся приступить к работе раньше на 15-20 минут. Полтора часа утреннего умственного труда перед занятиями — это золотое время. Советую выполнять в утренние часы самый сложный умственный труд.

• Умей определить систему своего умственного труда. Я имею в виду понимание соотношения главного и второстепенного. Главное надо уметь распределять во времени так, чтобы оно не отодвигалось на задний план второстепенным.

• Умей создавать себе внутренние стимулы. Многое в умственном труде не настолько интересно, чтобы выполнять с большим желанием. Часто единственным движущим стимулом является лишь надо.

• Тебя окружает море книг и журналов. Надо быть очень строгим в их выборе, исключать то, что может нарушить режим труда.

• Умей самому себе сказать нет. Надо и развлечься, и отдохнуть, но нельзя забывать главного.

• Не трать время на пустяки. Имею в виду пустую болтовню, пустое времяпровождение. Умей и разговор с товарищем сделать источником духовного обогащения.

• Умей облегчить свой умственный труд в будущем. Речь идёт о том, чтобы уметь создавать резерв времени в будущем. Для этого надо привыкнуть к системе записных книжек.

• Для каждой работы ищи наиболее рациональные приёмы умственного труда. Избегай трафарета и шаблона. Не жалей времени на то, чтобы глубоко осмыслить сущность фактов, явлений, закономерностей, с которыми имеешь дело.

• Умственный труд одного человека не может быть успешным, если все живущие в одной комнате не договорятся о строгом соблюдении отдельных требований.

• Умственный труд требует чередования математического и художественного мышления. Чередуй чтение научной литературы с чтением беллетристики*.

• Умей избавиться от дурных привычек. Я имею в виду вот какие: перед началом работы сидеть без дела 15-20 минут; без надобности перелистывать книгу, которую не будешь читать; проснувшись лежать в постели минут пятнадцать и др.

• Завтра — самый опасный враг трудолюбия. Сделай привычкой то, чтобы часть завтрашней работы была выполнена сегодня.

• Не прекращай умственного труда никогда, ни на день. Летом не расставайся с книгой. Каждый день должен тебя обогащать интеллектуальными ценностями.


4. Коммуникативный тренинг

а) «Учимся выражать свою точку зрения»

(с использованием интерактивного приема «Микрофон»)

Расскажите, какие из указанных советов В. Сухомлинского выполняются вами в процессе овладения знаниями, а какие не выполняются.

б) Составление ситуативного диалога (работа в парах)

Ваш друг (ваша подруга) любит готовиться к экзаменам в одиночку. Вы предпочитаете повторять материал с большой группой ребят. Объясните ему (ей), в чём преимущество групповой работы. Используйте следующие слова и словосочетания:

Обширный материал, распределить материал, излагать (изложить) основное содержание, ставить проблемы, выделять существенное, повторять основное, не отвлекаться, никто не мешает сосредоточиться, выработать и развивать свой темп работы, не стыдно повторять несколько раз, возвращаться к пройденному, использовать разные приёмы запоминания.

в) «Учимся дискутировать» (работа в группах)

I группа

В одной из школ целый год не выставлялись оценки. Однако, по данным эксперимента, уровень знаний учеников этой школы не оказался ниже, чем в остальных школах.

Выразите своё отношение к проблеме. Хотели бы вы учиться в такой школе? Вызовите спор о роли оценок.

II группа

Будущее начинается сегодня. Это имеет отношение и к школе. Какова она — школа будущего? Как узнать ростки нового в сегодняшней школе?

Выразите своё отношение к следующим мыслям (запись на доске):

• Природа щедро одаряет большинство детей нормальными способностями к активному восприятию окружающего мира и, следовательно, к нормальной учёбе. Откуда же неудовлетворительные отметки в дневниках наших школьников?

• В будущем станет пробивать себе дорогу обучение, управляемое из какого-нибудь радио- или телецентра, позволяющее учащимся и сельских, и городских школ слушать лекции и выступления известных профессоров.

• Развитие речи учащихся происходит не тогда, когда они воспроизводят обязательный материал, а при решении творческих задач, когда ребята привлекают материал, самостоятельно добытый из книг, журналов, телепередач, кинофильмов.

• Школа — это источник творческого труда, готовящий юных граждан к большой сложной, но такой прекрасной жизни, в которой никто не сможет обременить человека такими высокими требованиями, какими обременит себя он сам.

III группа

Проведите диспут на тему «Школа будущего».

Разделитесь для обсуждения проблем на две мини-группы — «консерваторы» и «новаторы».

Сделайте попытку высказать в споре точку зрения разных людей — учащихся, родителей, директоров школ.

Выступите по следующей схеме:

а) скажите, в чём значимость поднятой проблемы;

б) изложите ваше отношение к проблеме;

в) приведите пример из школьной практики, подтверждающий вашу точку зрения;

г) найдите иной подход к проблеме;

д) предложите кому-нибудь из ваших одноклассников выразить своё отношение к новой проблеме.


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Экспресс-интервью (интерактивный прием «Микрофон»)

• Какие качества вы считаете нужным в себе развивать, чтобы успешно закончить школу?

• Что, на ваш взгляд, мешает развитию ваших способностей?

• Как вы представляете себе систему оценки знаний в будущем?

• Можно ли, по-вашему, учиться без двоек?

• Как вы представляете себе идеальную школу?

• Какова роль телевидения и радио в школе будущего?

• Какие стимулы, на ваш взгляд, больше всего влияют на развитие ученика, гражданина будущего?


VI. Домашнее задание

План-задание

1) Выбрать или сформулировать тему сочинения.

2) Определить его основную мысль (что хотите доказать, в чём убедить).

3) Подумать, что будет в основе вашего сочинения, повествование о событиях или рассуждение.

4) Составить рабочий план сочинения.

5) Отобрать материал для каждого пункта плана.

6) Приступить к написанию сочинения (черновой вариант).


* Беллетристика — повествовательная художественная литература.






Для любых предложений по сайту: [email protected]