Все уроки Русского языка 9 класс
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: дать понятия о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными; повторить сведения о косвенной речи как разновидности придаточного изъяснительного; совершенствовать учебно-языковые и пунктуационные умения и навыки.
Оборудование: учебные тексты, раздаточный материал для работы в парах.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания: слушание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)
2. Практическая работа в парах
Составьте и запишите сложноподчиненные предложения с придаточными определительными по следующим схемам:
а) [...указ. сл. + сущ.], (какой...).
[...указ. сл. + сущ.], (который...).
б) [...сущ.], (где...).
[...каждый], (кто...).
в) [...сущ.], (союзн. сл. Когда...).
[...тот], (кто...).
г) [...все, (кто...), ...].
[...сущ.], (который...).
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Учитель. Придаточные изъяснительные в научном стиле функционируют не так, как в художественном. В художественном стиле преобладают предложения, несущие зрительные, слуховые, конкретно-чувственные образы и выражающие чувства. Поэтому здесь придаточные чаще всего относятся к словам со значением восприятия: видеть, слышать, заметить, видно, слышно; удивляться, рад, счастлив и т. д.
В научном стиле сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными обычно выражают обобщение, раскрывают типическое явление, ту или иную закономерность: Характерно, что.., Необходимо подчеркнуть, что.., Важно отметить, что.., Существо дела в том, что.., Ученые доказали, что.., Известно, что... .
В научной речи придаточные чаще всего присоединяются союзом что; в художественной же речи состав союзов гораздо богаче (как, будто, как будто и др.).
IV. Изучение нового материала
Ознакомление с теоретическим материалом учебника
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Практическая работа (лингвистически-стилистический тренинг)
Выпишите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Подчеркните указательные слова, союзы и союзные слова. Объясните расстановку знаков препинания. Определите особенности употребления сложноподчиненных предложений в художественном, научном и разговорном стилях речи.
а) И вот на встречу утренним лучам из дуплянки начали вылетать одна за другой первые пчелы. На этот раз крылатые обитатели дуплянки были как будто удивлены тем, что вместо знакомых сосен и елей их окружали яблони, сливы, груши, Мальчики долго еще сидели не шевелясь и смотрели на то, как из дуплянки вылетают все новые и новые пчелы (По Г. Скребицкому).
б) Многие ученые считают, что стилистика является наукой о словесном мастерстве, о выразительных средствах языка и о стилях речи. Исследования показали, что изучение стилистики помогает овладеть речевыми стилями и стилистическими ресурсами языка.
в) Ой, Володька! Ты знаешь, что в нашей дуплянке? Пчелы, целый рой пчел. И мед натаскали, и пахнет так хорошо! Смотри, чтоб не вырвались. Закусают. За лето вон сколько меду натаскали. Чувствуешь, как пахнет? (По Г. Скребицкому)
2. Конструирование сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными
Перепишите, прибавляя к выделенным словам придаточные изъяснительные предложения при помощи союзов что, будто,
чтобы и расставляя запятые. Укажите среди выделенных слов и словосочетаний те, которые являются синонимическими (например: заверил — дал слово).
Скоро мы убедились... .
Я был убежден... .
У меня сложилось твердое убеждение в том... .
Мы твердо верим... .
Володя был уверен в том... .
Твердая вера в то... поддерживала его в самые тяжелые минуты.
Я предполагаю... .
Мы имеем в виду... .
Докладчик высказал предположение о том... .
Ребята радовались... .
3. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Применение интерактивного приема «мозговой штурм» (работа в парах)
Опираясь на объяснение учителя (см. тезисы в тетради) и теоретический материал учебника, дайте характеристику сложноподчиненного предложения с придаточными изъяснительными (устно).
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал по теме урока.
2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.